Сибирские огни, 1964, №2
суя «автопортрет», он проявил тонкую наблюдательность и глубокое проникно вение в душевный мир детей. Шаг за шагом показывает автор рост ребенка, первые проблески сознания, вызванные чисто внешними ощущения ми, дальнейшее развитие, интерес и лю бовь мальчика к открывшемуся перед ним необъятному миру, немудреные дет ские игры, радости и печали. Правдиво передано первое соприкосновение его с примитивными религиозными воззрения ми и обрядами его народа. Просто и на ивно вспоминает он, как собирал разно цветные камушки — «дэльбургэ», не отдавая себе отчета в их назначении1. Также непосредственны и рассказы о шаманах и камланиях, хорошо переда ющие невольное недоверие ребенка и разочарование его деда в силе шаман ского действия. Прошло беззаботное детство, и маль чик хлебнул немало горя в батраках у •богачей. Едва ли не самые сильные стра ницы рассказывают о суровой жизни мальчика у жадных и жестоких людей. Круглыми сутками, не смыкая глаз, пас он оленей; вечно голодный и холодный, питался объедками и ходил в чужих об носках. Тут и проснулось у него смут ное осознание человеческой несправед ливости (главки «Пасу оленей моего дя ди^ и «Пасу оленей у богача»). Затем грянула революция, и маленький герой узнал заботу и ласку советских людей. К числу характерных черт творчества Тарабукина относится также исключи тельная близость, я бы выразился, иден тичность ею прозы и поэзии по их ху дожественной форме. Даже такое срав нительно большое произведение, как по весть «Мое детство» представляет цикл стихотворений в прозе, вполне самостоя тельных по содержанию, хотя и связан ных непосредственно друг с другом, ми ниатюр. Этим художественным тождест вом прозы и поэзии Тарабукин резко от личается от других писателей Севера, тоже одновременно прозаиков и поэтов. Убедительный (и не единственный) при мер — произведения нанайца Акима Са мара. Национально художественная форма творчества Н. Тарабукина выразилась, в первую очередь, в живом образном язы ке, вскрывающем богатства народной мудрости и речи. В сочетании со всей системой поэтических средств (образов, сравнений, контрастов, эпитетов и пр.) язык создает национальный стиль про изведений. Национальный колорит нахо- 1 Термин « д э л ь б у р г э » выражает несколько родственных понятий. Так называлось, прежде всего, священное, по старым представлениям эвенков, место на горном перевале, в лесу и т. п. Так же именовались и жертвоприношение на та ком месте и самые приносимые в жертву предме ты (лоскутки материи, кусочки меха, табак, мед- <ные денежки, камушки и пр.). дит также свое выражение в широком отображении многообразных явлений материальной и духовной жизни народа, его исторического прошлого, трудового опыта, домашнего быта, вкусов и воз зрений, традиций и обычаев — словом того, что Н. Г. Чернышевский именует «национальным характером». 3. Разносторонняя одаренность /Н. С. Та рабукина сказалась и в том факте, что он был незаурядным художником-рисо- валыциком. В те же годы пребывания в Институте народов Севера он увлекся рисованием и усердно работал в инсти тутских художественных мастерских, ос тавивших заметный след в развитии изо бразительного искусства народов Севе ра. Рисунки Н. Тарабукина пером, чер ным и цветным карандашом привлекли внимание на выставке искусства наро дов Севера, состоявшейся в 1939 году в Ленинградском отделении Союза писа телей. Особенный интерес вызвали его иллюстрации к собственным произведе ниям — «Песни тайги» и «Мое детст во». Одною из главных тем книжной гра фики Н. Тарабукина служат животные, с которыми он постоянно соприкасался с раннего детства. Небольшие по разме рам рисунки, изображающие оленей, птиц, собаку, горного барана, удачно пе редают их в состоянии движения, бега, полета, покоя. Сравнительно много в названных книжках рисунков, посвященных де тям; некоторые из них отражают сов ременную писателю жизнь детворы. И тут обращают на себя внимание хорошо переданные движения скользящих, ша гающих, бегающих детей, их позы и по вороты. Пейзаж играет служебную роль и состоит из своеобразных изображений деревьев, одинаковой пирамидальной формы, со строго симметричным распо ложением ветвей. Более значителен и разнообразен пейзаж на одной из инте ресных иллюстраций в книжке «Мое детство». На переднем плане нарисова на крупная фигура сидящего мальчика, в котором нетрудно узнать (по привязан ному к руке колокольчику) героя пове сти. За ним сидит любимый щенок. Кру гом густая тайга, на деревьях — птицы, на земле — пестрый ковер цветов и трав1. Реалистические по своему характеру иллюстрации Н. Тарабукина проникну ты тем же поэтическим чувством при роды, которое так сильно сказалось в его стихах и прозе. В посмертный сборник Н. Тарабукина «Моя жизнь» вошли его произведения, переведенные и изданные в тридца 1 Рисунок этот опубликован в московском жур нале «Творчество», 1936, № 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2