Сибирские огни, 1964, №2

суя «автопортрет», он проявил тонкую наблюдательность и глубокое проникно­ вение в душевный мир детей. Шаг за шагом показывает автор рост ребенка, первые проблески сознания, вызванные чисто внешними ощущения­ ми, дальнейшее развитие, интерес и лю­ бовь мальчика к открывшемуся перед ним необъятному миру, немудреные дет­ ские игры, радости и печали. Правдиво передано первое соприкосновение его с примитивными религиозными воззрения­ ми и обрядами его народа. Просто и на­ ивно вспоминает он, как собирал разно­ цветные камушки — «дэльбургэ», не отдавая себе отчета в их назначении1. Также непосредственны и рассказы о шаманах и камланиях, хорошо переда­ ющие невольное недоверие ребенка и разочарование его деда в силе шаман­ ского действия. Прошло беззаботное детство, и маль­ чик хлебнул немало горя в батраках у •богачей. Едва ли не самые сильные стра­ ницы рассказывают о суровой жизни мальчика у жадных и жестоких людей. Круглыми сутками, не смыкая глаз, пас он оленей; вечно голодный и холодный, питался объедками и ходил в чужих об­ носках. Тут и проснулось у него смут­ ное осознание человеческой несправед­ ливости (главки «Пасу оленей моего дя­ ди^ и «Пасу оленей у богача»). Затем грянула революция, и маленький герой узнал заботу и ласку советских людей. К числу характерных черт творчества Тарабукина относится также исключи­ тельная близость, я бы выразился, иден­ тичность ею прозы и поэзии по их ху­ дожественной форме. Даже такое срав­ нительно большое произведение, как по­ весть «Мое детство» представляет цикл стихотворений в прозе, вполне самостоя­ тельных по содержанию, хотя и связан­ ных непосредственно друг с другом, ми­ ниатюр. Этим художественным тождест­ вом прозы и поэзии Тарабукин резко от­ личается от других писателей Севера, тоже одновременно прозаиков и поэтов. Убедительный (и не единственный) при­ мер — произведения нанайца Акима Са­ мара. Национально художественная форма творчества Н. Тарабукина выразилась, в первую очередь, в живом образном язы­ ке, вскрывающем богатства народной мудрости и речи. В сочетании со всей системой поэтических средств (образов, сравнений, контрастов, эпитетов и пр.) язык создает национальный стиль про­ изведений. Национальный колорит нахо- 1 Термин « д э л ь б у р г э » выражает несколько родственных понятий. Так называлось, прежде всего, священное, по старым представлениям эвенков, место на горном перевале, в лесу и т. п. Так же именовались и жертвоприношение на та­ ком месте и самые приносимые в жертву предме­ ты (лоскутки материи, кусочки меха, табак, мед- <ные денежки, камушки и пр.). дит также свое выражение в широком отображении многообразных явлений материальной и духовной жизни народа, его исторического прошлого, трудового опыта, домашнего быта, вкусов и воз­ зрений, традиций и обычаев — словом того, что Н. Г. Чернышевский именует «национальным характером». 3. Разносторонняя одаренность /Н. С. Та­ рабукина сказалась и в том факте, что он был незаурядным художником-рисо- валыциком. В те же годы пребывания в Институте народов Севера он увлекся рисованием и усердно работал в инсти­ тутских художественных мастерских, ос­ тавивших заметный след в развитии изо­ бразительного искусства народов Севе­ ра. Рисунки Н. Тарабукина пером, чер­ ным и цветным карандашом привлекли внимание на выставке искусства наро­ дов Севера, состоявшейся в 1939 году в Ленинградском отделении Союза писа­ телей. Особенный интерес вызвали его иллюстрации к собственным произведе­ ниям — «Песни тайги» и «Мое детст­ во». Одною из главных тем книжной гра­ фики Н. Тарабукина служат животные, с которыми он постоянно соприкасался с раннего детства. Небольшие по разме­ рам рисунки, изображающие оленей, птиц, собаку, горного барана, удачно пе­ редают их в состоянии движения, бега, полета, покоя. Сравнительно много в названных книжках рисунков, посвященных де­ тям; некоторые из них отражают сов­ ременную писателю жизнь детворы. И тут обращают на себя внимание хорошо переданные движения скользящих, ша­ гающих, бегающих детей, их позы и по­ вороты. Пейзаж играет служебную роль и состоит из своеобразных изображений деревьев, одинаковой пирамидальной формы, со строго симметричным распо­ ложением ветвей. Более значителен и разнообразен пейзаж на одной из инте­ ресных иллюстраций в книжке «Мое детство». На переднем плане нарисова­ на крупная фигура сидящего мальчика, в котором нетрудно узнать (по привязан ному к руке колокольчику) героя пове­ сти. За ним сидит любимый щенок. Кру­ гом густая тайга, на деревьях — птицы, на земле — пестрый ковер цветов и трав1. Реалистические по своему характеру иллюстрации Н. Тарабукина проникну­ ты тем же поэтическим чувством при­ роды, которое так сильно сказалось в его стихах и прозе. В посмертный сборник Н. Тарабукина «Моя жизнь» вошли его произведения, переведенные и изданные в тридца­ 1 Рисунок этот опубликован в московском жур­ нале «Творчество», 1936, № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2