Сибирские огни, 1964, №2
воде был напечатан небольшой рассказ «Я пасу оленей» — детское -воспомина ние писателя о тяжелом батрачестве у богатых оленеводов. Произведение это — вариант одной из главок повести «Мое детство», изданной в следующем году1. Русские читатели познакомились с нею в хорошем переводе писателя Г. С. Гора2. Отдельные главки повести вошли в сборники, предназначенные для народов Севера, и в книги для чтения в национальных северных школах. Вернувшись в 1940 году на родину, Н. Тарабукин продолжал литературные занятия. Он собирал образцы устного творчества индигирских эвенов и сам писал стихи и прозу. В конце 40-х годов он прислал в Якутский Институт языка, истории и литературы свои рукописи на эвенском языке, в том числе запись еказки «Серебряная девушка» (сюжет ее, по сообщению Г. У. Эргиса, бытует в якутском сказочном творчестве), личные стихотворения и рассказы. Рукописное наследие покойного хранится в фондах Института3. Повести «Мое детство» принадлежит видное место в молодой литературе ма лых народов Севера. Это — сравни тельно большая по масштабам этой ли тературы — эпопея из прошлого зате рянных в дебрях Индигирки кочевни ков. Перед читателем встают яркие кар тины жизни таежных охотников, их веч ных скитаний в поисках зверя, их до машнего быта, обычаев и нравов, веро ваний и обрядов. На этом фоне разви вается автобиографкческое повествова ние о детстве мальчика-сироты, работав шего батраком, а после революции по павшего в советскую школу и ставшего «сыном исполкома», как его в шутку прозвали школьные друзья-якуты. На чалом новой жизни героя заканчивает ся рассказ. Увлекающее своею искренностью и правдивостью, глубоко поэтическое про изведение Н. Тарабукина явилось в свое время заметным событием в северной литературе и сыграло известную роль в ее развитии. Это была, в сущности, первая ласточка — провозвестница того своеобразного жанра (литературно-ху дожественной автобиографии), которому принесли дань многие писатели-северяне (мансийцы М. Вахрушева и М. Казан цев, эвенки Н. Сахаров и П. Савин, удэ геец Д. Кимонко), да и представители других, тюркоязычных, тоже недавно 1 Николай Т а р а б у к и н . Мое детство. Ри- сунки автора. Детгиз, 1936. 2 В кн.: «Мы — люди Севера». Л., 1949. 8 Копии рукописей были предоставлены мне директором Якутского филиала Академии наук СССР, проф. Л. П. Дадыкиным, за что и прино шу ему благодарность. Материал передан проф. В. И. Цинциус, согласившейся ознакомиться с ним и предпринять перевод его на русский язык силами своих учеников. создавших свою литературу народов Си бири. Повесть «Мое детство» отличает ся от аналогичных по жанру северных произведений большой непосредствен ностью, простотой и вместе с тем выра зительностью изобразительных средств. Эта примечательная и сильно сказав шаяся во всем творчестве Тарабукина черта хорошо показана самим автором в заключительных строках стихотворного вступления к повести: Я птичек полюбил, У птичек взял себе я песни, Теперь есть песни у меня. И действительно, он создавал свои строфы так же свободно, просто, безыс кусственно, как поют птицы. Отличается «Мое детство» и исклю чительно сильным лиризмом: горячим чувством любви согреты и суровая при рода Севера и трудная жизнь его лю дей. Живописно изображает автор пейзаж, родного края. Ему милы и величествен ные неприступные горы, и глухая мол чаливая тайга, и зеленые заросли таль ника на речке, и близкие с самого ран него детства птицы и звери. Хороши1 картины смены времен года. Вот насту пила осень, поседели горные вершины, запечалились лиственницы и тополи, а звери заснули и радуются: «Люди те перь нас не скоро найдут». Подошла зи ма, все кругом закручинилось, деревья надели белую одежду, кусты прикры лись светлым заячьим одеялом. Все ус нуло. Особенно теплую интонацию и выразительные образы нашел автор для долгожданной весны. Солнце дыханием коснулось земли — земля испугалась, спрятала зимние одежды. Молодые по беги согрелись и заулыбались. А озера — те обрадовались, вырвались из бере гов. Зацвела, заиграла тайга. Ярким картинам пейзажа в повести «Мое детство» мы обязаны прежде все го изумительно развитому у автора, как и у всех людей Севера, чувству приро ды. Живое непосредственное восприятие прекрасной, но суровой природы Се вера, дар видеть красоту ее глазом х у дожника и передать ее в образах при сущи и другим писателям из большой семьи малых народов Севера: ханту Г. Лазареву, мансийке М. Вахрушевой, эвенку А. Платонову, нанайцу А. Сама ру и др. Но Тарабукин свойственной ему манерой письма не только подчеркивает свою интимную близость к природе, но и приближает читателя к изображае мому пейзажу. Достигает он этого очень простыми, но обладающими большой вы разительной силой приемами. Ничего на рочитого, искусственного, надуманного — не найти в повести. Литературное дарование писателя сказалось и в образах людей, прежде всего, юного героя повествования. Ри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2