Сибирские огни, 1964, №2
исключительно с точки зрения развития общества; о самой литературе сказано очень неопределенно: «После XX съезда Коммунистической партии начались те новые процессы, которые мы все теперь хорошо ощущаем». Но что это за процес сы, об этом автор умалчивает. Иначе говоря, на поверку выходит, что Н. Янов ский предлагает свою периодизацию, основываясь не столько на истории самой литературы, сколько на истории общества, с той лишь разницей, что он берет не малые исторические периоды, а большие — этапного характера. Скажем заранее, масштабность подхода к историко-литературному процессу уберегла Н. Яновского от грубых ошибок. Но все же такой подход не позволяет понять специфики литературного развития. Не случайно, в рассматриваемой статье не говорится ни о писателях, ни о произведениях литературы, ни о ее ге роях, определявших характер и важнейшие особенности литературы данного пе риода. Периодизация истории литературы проведена без анализа этой истории. И если в больших, этапного значения периодах, намеченных Н. Яновским, история литературы от этого существенно не пострадает (если, разумеется, изу чать именно ее), то более тщательное изучение ее неизбежно приведет к противо речиям с предлагаемой периодизацией. Н. Яновский, например, предлагает ис ключить из истории советской литературы такой период, как литература Отечест венной войны, на том основании, что в эти годы ничего принципиально нового в литературе не возникло. С точки зрения метода? Возможно. Но творческий метод, имеющий чрезвычайно важное значение для литературы и искусства, все же явля ется не целью творческих исканий художника, а путем художественного освоения действительности. Результат — образ, который воплощает в богатстве особенно го и индивидуального определенное художественное обобщение. Если подойти с этих прзиций к литературе Отечественной войны, то нетруд но заметить, что при всем разнообразии стилей, жанров, индивидуальных манер наших писателей, всех их объединяла общая проблематика, определявшаяся теми задачами, которые встали перед работниками литературы и искусства с началом войны. Тема Родины, чувство советского патриотизма, которые, как верно замети;: Н. Яновский, и раньше, и позже были присущи советской литературе, раскрыва ются в свете новой проблематики, выдвинутой именно этим периодом: воспитание активной, действенной ненависти к врагу, утверждение превосходства советского человека над фашистом, утверждение возможности и необходимости разгрома фа шизма. Не замечать этой проблематики — значит не видеть своеобразия литера туры этих лет. Именно проблематика — тот определяющий принцип периодизации истории литературы, в котором воедино соединены и ее непосредственная связь с общест венной жизнью страны, и ее специфика (в том числе и ее творческий метод). Писа тель живет и не может не жить всем тем, чем живет общество. Вот почему, если он пишет во время Отечественной войны хотя бы об Иване Грозном, он стремится показать, что в Отечественной войне мы отстаиваем не только сегодняшний наш день, но и всю историю Родины, созданную трудом и кровью народа, он стремит ся показать, что в этой истории были и раньше тяжелые испытания, но русский народ выходил из них с честью. Иначе говоря, проблематика определяет особенность подхода писателя к лю бой теме, к любому жанру литературы, а характер этого подхода диктуется еще мировоззрением и методом художника. Если с этой точки зрения подойти к лите ратуре периода гражданской войны, то также нетрудно выявить особые для этой литературы проблемы, весьма отличные от тех, которые литература решила в бо лее позднее время (восстановительный и реконструктивный период гражданской истории, и т. д.). Как же с этих позиций можно ограничиться той общей, этапной, так сказать, периодизацией, которую предложил Н. Яновский? На наш взгляд, периодизация истории русской советской литературы по ее трем важнейшим этапам вовсе не от меняет возможности в тех случаях, когда это необходимо, и более дробной перио дизации. К примеру, для восьмилетней школы, может быть, можно ограничиться характеристикой истории советской литературы по трем основным ее этапам, а в вузе или в специальном исследовании требуется учитывать специфику более част ных периодов. Кстати, курс советской литературы в Курском педагогическом ин ституте в течение многих лет читается на основе следующей периодизации: Пер вый этап (примерно с 1918 по 1932 гг.); литература периода гражданской войны и борьбы с иностранной военной интервенцией (1917 —1921); литература вос становительного периода (1922 — 1926). Литература периода социалистической ре конструкции (1926—1932). Второй этап (примёрно с 1933 по 1955); литература периода победы социа лизма (1933 —1941). Литература периода Отечественной войны (1941 —1945). Ли тература периода послевоенного восстановления и развития. И нельзя не согласиться с Н. Яновским, что с 1956 начинается новый этап: литературы периода развернутого строительства коммунистического общества. г. Курск. И . Б А С К Е В И Ч .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2