Сибирские огни, 1964, №2
вило, не видели ростков нового, отрицательные факты в их творчестве обычно за слоняли характерные явления эпохи («Ватага» Шишкова, «Вор» Леонова и др.). На протяжении десятилетия (1923—1932) продолжается соревнование — борьба между этими двумя тенденциями и, в конечном счете, она приводит к побе де социалистического реализма. Между прочим, такая закономерность победы но вого метода служит лучшим доказательством несостоятельности известной версии о том, что социалистический реализм будто бы был навязан нашей литературе «сверху». Дело обстояло иначе: сама жизнь убедила старых реалистов в том, что социалистический реализм имеет большие возможности для объективного отобра жения действительности. На рубеже двух десятилетий совершился переход боль шинства писателей на позиции социалистического реализма. 1932 год я вместе с Н. Яновским признаю рубежом двух периодов, но я не могу согласиться с тем, что новый период по Н. Яновскому продолжается до 1956 г. Не согласен, прежде всего, потому, что автор статьи не выделяет такого яркого и своеобразного этапа в развитии нашей литературы, как период Отечест венной войны. Безусловно, его надо выделить, аргументы не буду повторять: они аналогичны тем, что привел я при обосновании периода гражданской войны. Зна чит, предвоенный период я предлагаю ограничить 1933 —1941 гг. В то же время послевоенный период следует рассматривать не до 1956, а до 1953 года, пото му что перелом в жизни нашего общества наметился уже в этом году. Итак, складывается следующая периодизация истории советской литературы: периоды Великой Октябрьской революции и гражданской войны (1917 —1922). Перехода от капитализма к социализму (1923—1932). Победы социализма в СССР- /1933— 1941). Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Послевоенный (1946 —1953) и литературы на современном этапе (1954—1962). М. МИНОКИН, доцент кафедры литературы Орловского пединститута. ПРИНЦИП ПЕРИОДИЗАЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕТКИМ Статья Н. Яновского «К вопросу о периодизации истории советской литера туры» привлекла « себе живое внимание и критиков и литературоведов. И это вполне закономерно. Никакая подлинно научная история литературы невозможна без правильной периодизации, выявляющей внутреннюю связь различных явлений на том или ином этапе развития и раскрывающей вместе с тем объективные зако номерности литературного процесса. Историко-литературный период не произволь ный отрезок хронологии, ограниченный для удобства исследователей меркой ка лендарных десятилетий. Такой период должен представлять собой качественное единство, характеризующееся специфическими особенностями. Определение этих особенностей, разграничение исторического потока пред ставляет при обращении к художественной литературе весьма значительные труд ности. И их нельзя разрешить без выяснения принципов историко-литературной периодизации. Н. Яновский справедливо замечает, что неясности и противоречия, которые наблюдаются в периодизации историко-литературного процесса в совет скую эпоху, объясняются тем, что «не соблюдается единство основополагающих принципов: то не учитывается специфика искусства, то пренебрегают крупными историческими событиями, определившими в конечном счете путь его дальнейше го развития». Н. Яновский хорошо понимает, что, поскольку литература является отраже^ ;шем жизни, история ее не может не отражать (так или иначе) общественной (гражданской) истории. С другой стороны, литература (как и другие формы обще ственного сознания) обладает относительной самостоятельностью развития. Это развитие определяется не непосредственно событиями гражданской истории, но и явлениями, так сказать, внутрилитературного порядка (деятельность художест венных гениев, появление так наз. этапных произведений, формирование и раз витие творческого метода и т. д. и т. п.). Однако в какой мере Н. Яновский учитывает сформулированные им принци пы в конкретном обращении к историко-литературному процессу? Говоря о первом (по его классификации) периоде истории советской литера туры, Н. Яновский подчеркивает его значение в формировании метода социалисти ческого реализма, в создании идейно-эстетического единства^ советской литерату ры, совершенно правильно связывая эти явления с величайшими социальными преобразованиями эпохи. Рассматривая второй (опять-таки по его классификации) период — 1933— 1956 гг., Н. Яновский, однако, сосредоточивает основное вни мание на характеристике общественных явлений этих лет, а о литературе гово рит лишь одно: «Метод социалистического реализма стал господствующим мето дом искусства». Что же касается третьего периода, то он характеризуется почти 12. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2