Сибирские огни, 1964, №2
По сути дела, Л. Тимофеев во «Введении» к первому тому «Истории русской советской литературы» говорит об особенностях ранней советской литературы, но при этом он почти исключительно берет примеры из поэзии, забывая раннюю ху дожественную прозу. Кстати заметим, некоторые критики несправедливо упрекали Л. Тимофеева в том, будто он недифференцированно подходит к романтизму пер вых лет. В действительности, автор «Введения» неоднократно подчеркивает враж дебность советского романтизма романтизму различных буржуазных «мечтателей» и «отшельников». Л. Тимофеев показывает, что и советский романтизм в те годы не был однороден, и это объясняется тем, что революционный энтузиазм охватил не только сложившихся, но и молодых поэтов, и не только поэтов, но и драматур гов и прозаиков. Революционный романтизм первого советского пятилетия являет ся главным признаком «здорового духовного подъема» (М. Горький) нашей лите ратуры — этого детища нового мира. Вместе с тем этот романтизм был ограни чен в своих возможностях. Он утверждал победу революции, прославлял героиче ский подвиг народа и партии, но не в состоянии был раскрыть всю глубину исторических процессов, дать конкретно-историческое изображение нового героя эпохи. Н. Яновский считает, что первое пятилетие не следует выделять в особый пе риод развития нашей литературы главным образом потому, что литература этого времени принципиально не отличается от литературы последующих лет. Все ска занное выше опровергает его утверждение. К этому следует добавить еще то, что каждый новый период никогда не начинался с точной даты, элементы будущего этапа уже зарождались в предыдущем, а в следующем еще сказывались черты ли тературы прошлого периода. Так, в течение первого пятилетия закладывались ос новы советской литературы как двадцатых, так и тридцатых годов. Романтиче ский пафос появился в первые годы революции, но в новых формах он обнару живался и в литературе последующих этапов. Многие идеи, темы, образы зрелой советской литературы впервые возникли именно в те годы. Идеи гуманизма и пат риотизма, темы интернациональной дружбы, героического воинского подвига, творческого труда, образ народной массы, образ рядового участника великих со бытий — все это уже было запечатлено в первых произведениях Неверова, Феди на, Фурманова, В. Иванова, Малышкина, Сейфуллиной, Зазубрина. Черты литературы нового периода складывались в конце двадцатых — в на чале тридцатых годов. В разработке темы приобщения народных масс к социали стическому труду первыми ласточками оказались «Доменная печь» Ляшко, «Це мент» Гладкова, «Хабу» Иванова. Затем появляются «Соть» Леонова, «Борель» Петрова, романы Иванова, Катаева, Шагинян. Окончательно утверждается эта те ма как центральная только в тридцатые годы, и в этом немалую роль сыграла первая книга «Поднятой целины» Шолохова. В 1932 г. произошла и организаци онная перестройка литературных сил. Все это признает Н. Яновский, когда гово рит о начале нового периода. Но почему же он признает закономерным выделение одного периода и не согласен выделить другой, охватывающий 1917 —1922 годы? Я глубоко уверен в том, что это пятилетие получит «гражанские права» в курсе истории советской литературы. Второй период следует, по-моему, ограничить 1923—1932 гг. Он тоже имеет свое собственное «лицо». Если в первый период в литературе господствовало ро мантическое направление, то теперь явно преобладает реалистическая тенденция. Недаром второй период начинается с таких произведений, как «Мои университе ты» Горького, «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича, «В. И. Ленин» Маяковского, «Любовь Яровая» Тренева. Однако романтическое направ ление существует и в эти годы («Россия, кровью умытая» Артема Веселого, пьесы Вишневского, «Гренада» Светлова). Между реалистическим и романтическим на правлениями идет своеобразная борьба-соревнование. Характерно, что ряд писа- телей-прозаиков во второй половине 20-х годов отходит от романтического на правления: Вс. Иванов после «Партизанских повестей» создает «Гибель Желез ной», Малышкин от «Падения Дайра» идет к «Севастополю», Фадеев —• от пер вых повестей — к «Разгрому». Правда, не все «романтики» сразу пришли к со циалистическому реализму, для некоторых из них переходной формой был реа лизм вообще (например, для Вс. Иванова). Я уже говорил, что на втором этапе развития литературы господствует реа листическое направление, однако этот реализм не был явлением однородным, внутри его боролись две тенденции: традиционный, критический реализм и новый, социалистический. Одновременно с «Чапаевым», «Делом Артамоновых», «Разгро мом» создаются произведения критического реализма («В тупике» Вересаева, «Пейпус-озеро» Шишкова, «Встреча» Вольнова и др.). При этом не следует за бывать, что критический реализм двадцатых годов — направление советской ли тературы, хотя большинство его представителей сложились как писатели в доре волюционные годы. Сильной стороной критического реализма следует признать большой интерес писателей к современности, глубокий анализ различных слоев и прослоек общества накануне и в годы революции. Однако эти писатели, как пра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2