Сибирские огни, 1964, №2

— Да по всему Усу. Там, где не швырнешь — таймень! — Хариусы тоже, наверно, попадались? — Редко. И тоже крупных не было. Так — килограмма по два. Позднее, уже в номере гостиницы, Капитан шепотом зондировал почву: — Слушай, Штурман, ты как к высоте относишься? — В смысле горной болезни, что ли? — Ну да! — Терплю помаленьку... — А вот меня затягивает. Знаешь, какое-то идиотское состояние — смот­ ришь вниз, а тебя будто кто-то уговаривает: прыгни, прыгни! — А ты не прыгай! — Шутки шутками, но когда сбоку триста метров, угол падения почти прямой... — Уж не струсил ли ты? — Трусость и осторожность — две вещи разные. Назавтра — в путь, в путь! Первые, за окраиной Абакана, километры Усин- ского тракта. Снова мелькают... простите, как-то по привычке выскочило у нас это слово «мелькают». Нет, на сей раз не мелькают, а ползут обочь дороги ку­ старники, приблудные березовые рощицы. Шоссе чудесное. Широкая река ас­ фальта. Шоферы джентльменски предупредительны. Встречные машины стро­ го держатся своей стороны, обгоняющие долго сигналят, а поравнявшись, жмут­ ся к противоположной бровке. И все же... Мишка тащится со скоростью километров тридцать. Капитан то и дело за­ травленно оглядывается. Все ждет: какой же из обгоняющих бензовозов или пульманов сделает попытку загнать нас в кювет. В голове Капитана некая ариф­ метическая машинка ведет несложные подсчеты-. От Абакана до Кызыла 443 километра. В среднем на каждые сто километров должно падать три-четыре катастрофы. Однако пока кюветы —- пусты. Странно. Неужели дорожники так ноднаторели, что последствия аварий устраняются с места в карьер? Или все еще впереди, на перевалах? После мучительных колебаний Капитан доворачивает рукоятку на себя. Мишка вздрагивает. Одна за другой сторонятся машины, которые недавно обго­ няли нас с торжествующим ревом. — Послушай! — радостно кричит Капитан.—■ Ты не видишь вон в тех ку­ стах усатую морду? — Греческого тигра? Опоздал, дорогой! Я вспоминал Антона Павловича Чехова еще в абаканской гостинице. Этот агроном прямо-таки просится в его рассказ! — Почему мне ничего не сказал? — Хотел выяснить, как далеко заходит у тебя осторожность в трусость, и наоборот! Мишка несолидно виляет, выправляется и еще больше поддает ходу. Первая даль теперь уже совсем рядом. Вот тут, за енисейской протокой, че­ рез которую мы переезжаем по деревянному обветренному скрипучему (сколько ему лет?) мосту. Минусинск. Название-то какое — Ми-ну-синск... Оно выпуклыми металлическими буквами поблескивает справа от въезда в город. Между двумя столбами протянута решетка, на решетке — буквы. Мину­ синск хотя и лениво, но расстраивается. Приезжего встречают несколько много­ этажных домов. Одни уже обжиты, другие — строятся. Обычное явление. Ны­ нешние города не имеют окраин. Низкорослые домики еще встретишь в центре, а яркоглазые многоэтажные окраины стоят, как каменные крепости. Медленно ползем мимо приземистого с мутными куполами собора, минуем скверик, сворачиваем направо. Вот он, тихий торжественный центр города. Мартьяновский, с мировой славой, музей. Прислонились друг к дружке два кор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2