Сибирские огни, 1964, №2

нов, древних стоянок, жилищ, составил на них специальные археологические пас­ порта. Эти памятники старины далекой еще ждут своих исследователей. Главные помощники Альберта Николаевича — любознательные школьни­ ки. О них старый археолог говорит ласково и любовно. Помогают ему и взрослые. Однажды в воскресный день зашел в музей шофер со строительства железной дороги Абакан — Тайшет. Ходил по залам-комнаткам, любопытствовал разными диковинами. В отделе археологии долго стоял у черных, словно обуглившихся горшков. Потом разыскал Липского и сказал примерно так: — Я, конечно, мало чего смыслю в этих черепках. Только вот у нас рабо­ чие, прокладывая тоннель, выкопали горшки, очень похожие на ваши. Случайная находка, о которой так же случайно рассказал в музее шофер, привела археолога к открытию могильника ранней Тагарской эпохи. Среди нахо­ док оказались и весьма ценные. В ту эпоху уже существовали войны. Липскому удалось совершенно точно установить знаки различия тогдашних воинов. Древ­ ние воины, как вы догадываетесь, еще ничего не знали о погонах. Они отлича­ ли свои чины весьма оригинально — бронзовыми скобками, которые надевались на щиколотки ног. Вместе со скобками археолог неизменно находил в этом мо­ гильнике оружие: наконечники стрел, боевые топоры и Самобытное оружие вои­ нов бассейна Енисея — клевцы. Клевец напоминает мотыгу, только раза в два- три меньше ее. Вот мы и узнали о тайне курганов. Они сохранили для нас остановившееся время дальних эпох, драгоценные штрихи и частицы седой истории земли нашей, первых шагов человека по ней! Мы прощались с Альбертом Николаевичем у его «богов». Оказывается, они могут говорить, эти грубо отесанные каменные плиты! Вон к той большущей пли­ те, рассеченной посредине трещиной (она стоит возле музея', привезенная Лип- ским из степи), руки человека прикасались шесть тысяч лет назад! А что это древний человек хотел изобразить на ней? Какой-то большой круг, похожий одновременно и на лицо человека и на солнце! Головоломный ребус, да и только! Но ребус лишь для нас, непосвященных. А для археолога — волшеб­ ный ключик, открывающий двери в дали времен. Альберт Николаевич нашел эту плиту в стенке Тагарского кургана. На плите, совершенно очевидно для ар­ хеолога, высечено изображение некоего солнцеобразного божества. Но тогда по­ чему же эта прямо-таки священная плита была столь святотатственно использо­ вана в качестве прозаического строительного материала? Археолог настойчиво ищет разгадку. И находит ее. Эпоха неолита. Первобытный человек целиком зависел от природы, от ее грозных сил. Он мерз в холод и дождь. И был у первобытных людей великий друг — солнце! Люди древности боготворили его, приносили жертвы его изобра­ жению. Солнце представлялось им человечным, и поэтому, изображая светило, они придавали ему свои черты. Одно из таких изображений и сохранила плита, найденная Альбертом Николаевичем. Постепенно первобытный человек освобождался от обожествления солнца. Много веков понадобилось ему для этого. И вот уже люди древности не поклоня­ ются солнцу. Священную плиту своих предков они используют как обычный ка­ мень для строительства могильного кургана. Примерно четыре тысячелетия назад население бассейна Енисея стало до­ вольно широко заниматься скотоводством. И в ряду новых божеств, созданных человеком, ведущее место занимают покровители стад коров, оленей, овец, храни­ тели душ домашних животных. Эти религиозные представления запечатлелись в каменных плитах-изваяниях человекообразных фигур, которым приданы черты тех или иных животных. Но вот опять группа совершенно оригинальных изваяний. Вместо барана или быка в вершине обелиска изображается голова женщины. На каменных плитах запечатлены украшения — узкие нагрудники, серьги. Это — памятники эпохи матриархата.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2