Сибирские огни, 1964, №2
нов, древних стоянок, жилищ, составил на них специальные археологические пас порта. Эти памятники старины далекой еще ждут своих исследователей. Главные помощники Альберта Николаевича — любознательные школьни ки. О них старый археолог говорит ласково и любовно. Помогают ему и взрослые. Однажды в воскресный день зашел в музей шофер со строительства железной дороги Абакан — Тайшет. Ходил по залам-комнаткам, любопытствовал разными диковинами. В отделе археологии долго стоял у черных, словно обуглившихся горшков. Потом разыскал Липского и сказал примерно так: — Я, конечно, мало чего смыслю в этих черепках. Только вот у нас рабо чие, прокладывая тоннель, выкопали горшки, очень похожие на ваши. Случайная находка, о которой так же случайно рассказал в музее шофер, привела археолога к открытию могильника ранней Тагарской эпохи. Среди нахо док оказались и весьма ценные. В ту эпоху уже существовали войны. Липскому удалось совершенно точно установить знаки различия тогдашних воинов. Древ ние воины, как вы догадываетесь, еще ничего не знали о погонах. Они отлича ли свои чины весьма оригинально — бронзовыми скобками, которые надевались на щиколотки ног. Вместе со скобками археолог неизменно находил в этом мо гильнике оружие: наконечники стрел, боевые топоры и Самобытное оружие вои нов бассейна Енисея — клевцы. Клевец напоминает мотыгу, только раза в два- три меньше ее. Вот мы и узнали о тайне курганов. Они сохранили для нас остановившееся время дальних эпох, драгоценные штрихи и частицы седой истории земли нашей, первых шагов человека по ней! Мы прощались с Альбертом Николаевичем у его «богов». Оказывается, они могут говорить, эти грубо отесанные каменные плиты! Вон к той большущей пли те, рассеченной посредине трещиной (она стоит возле музея', привезенная Лип- ским из степи), руки человека прикасались шесть тысяч лет назад! А что это древний человек хотел изобразить на ней? Какой-то большой круг, похожий одновременно и на лицо человека и на солнце! Головоломный ребус, да и только! Но ребус лишь для нас, непосвященных. А для археолога — волшеб ный ключик, открывающий двери в дали времен. Альберт Николаевич нашел эту плиту в стенке Тагарского кургана. На плите, совершенно очевидно для ар хеолога, высечено изображение некоего солнцеобразного божества. Но тогда по чему же эта прямо-таки священная плита была столь святотатственно использо вана в качестве прозаического строительного материала? Археолог настойчиво ищет разгадку. И находит ее. Эпоха неолита. Первобытный человек целиком зависел от природы, от ее грозных сил. Он мерз в холод и дождь. И был у первобытных людей великий друг — солнце! Люди древности боготворили его, приносили жертвы его изобра жению. Солнце представлялось им человечным, и поэтому, изображая светило, они придавали ему свои черты. Одно из таких изображений и сохранила плита, найденная Альбертом Николаевичем. Постепенно первобытный человек освобождался от обожествления солнца. Много веков понадобилось ему для этого. И вот уже люди древности не поклоня ются солнцу. Священную плиту своих предков они используют как обычный ка мень для строительства могильного кургана. Примерно четыре тысячелетия назад население бассейна Енисея стало до вольно широко заниматься скотоводством. И в ряду новых божеств, созданных человеком, ведущее место занимают покровители стад коров, оленей, овец, храни тели душ домашних животных. Эти религиозные представления запечатлелись в каменных плитах-изваяниях человекообразных фигур, которым приданы черты тех или иных животных. Но вот опять группа совершенно оригинальных изваяний. Вместо барана или быка в вершине обелиска изображается голова женщины. На каменных плитах запечатлены украшения — узкие нагрудники, серьги. Это — памятники эпохи матриархата.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2