Сибирские огни, 1964, №2

— Вчера выехали из Новосибирска? Здорово! Послушайте, товарищи, по­ дождите меня на том углу, я сейчас с этими друзьями кончу! Через полчаса паренек приходит. Знакомимся. Его зовут Владимир Алексе­ евич Тверитин. В Мариинске мы накрепко запомнили два имени: это и еще од­ но — Михаил Ильич Кононов. Тысячу раз прав Михаил Аркадьевич Светлов: Есть мушкетеры, есть мушкетеры, есть!.. Ну какая радость была Владимиру, а потом и Михаилу таскаться с нами по учреждениям, где была хоть какая-то надежда, благодаря их знакомствам, до­ стать горючее. А ведь таскались. Больше того, обиделись, когда смущенный Ка­ питан ска!зал: — Что там, на самом деле, попросим у шоферов по дороге. — Еще чего! Бензин они все-таки нашли у знакомого. Заодно и пять литров автола. Мы хотели заплатить, но они затолкали рубли обратно в наши карманы: — У нас с товарищем свои счеты... После этого пригласили нас обедать. Это было уже через край, и мы усилен­ но заартачились. Куда там! После обеда, провожая нас до парома, Михаил спросил: — Когда обратно? — Месяца через полтора. — Заедете ко мне. Будет для вас канистра бензина и автола. Мы поблагодарили. Стыдно сейчас вспомнить об этом, но что было, то было. Мы не приняли обещания всерьез. Однако на обратном пути все-таки заехали. Не за бензином. Просто так, проведать. Расспросили они нас о разных разностях. Обменялись адресами. Штурман уже взгромоздился в коляску, как вдруг: — Э, а бензин-то! Они стояли в сарае: канистра с двадцатью литрами бензина и банка с автолом. Капитан отыграл у Штурмана очко. Второе ему принесла Антонина Петров­ на Меновщикова, секретарь Итатского сельсовета. Неподалеку от Итата, послед­ него села Кемеровской области (дальше — Красноярский край), мы догнали «ЗИЛ». Погромыхивая бортами, он вприпрыжку рысил по вихлястой, колдобистой дороге. За ним маскировочной непроглядью висела песчаная пыль. Соваться в это клубящееся облако у нас не было никакой охоты. Остановились и от нечего делать достали Атлас автомобильных дорог. Стали прикидывать. До Ачинска вкруговую — сотня... До Ужура (райцентр за Ачинском на пути к Абакану) — примерно столько же. А на карте очень заманчиво: если свернуть на Ужур от Итата, то экономим километров полтораста. Однако путь пересекает река Урюп. Дорога от Итата к Ужуру на карте не обозначена. Но это — не беда. В Атласе много кое-чего нет, а некоторые обозначения явно устарели. Мы поч­ ти убеждены, что дорога должна быть. Только как с переправой через Урюп? У крайних домиков села стоит наш знакомец — широкоспинный «ЗИЛ». Это нам на руку. Кто-кто, а шофер должен знать все дороги в округе. Однако шофера нет. В кабине женщина. Спрашиваем. Ну конечно же, не знает. Шофер, которого мы прождали минут пятнадцать, тоже ничего определен­ ного не говорит: — Не приходилось в тех краях бывать. Область не наша. А вы попробуйте, нет, так вернетесь. — Ты что это, Николай! Люди и спрашивают — выгадать хотят, а ты их посылаешь незнамо куда.— Женщина решительно выбирается из кабины.— По­ едем, сейчас все точно узнаем. Несуразное какое-то, неумное село — Итат. Растянулось одной семикило­ метровой улицей вдоль шоссе. Будто строили его в свое время люди очень любо­ пытные и судачливые. Пренебрегали всеми удобствами, лишь бы поглазеть, а потом обговорить все, что за минувший день произошло на шоссе. При этом ни­ кто не хотел остаться в стороне — только обязательно быть очевидцем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2