Сибирские огни, 1964, №2

носит имя славного сына Балея, Героя Советского Союза Ивана Отмахова, погиб­ шего в годы Великой Отечественной войны. Быстрыми темпами идут горняки к новым сокровищам недр. Значит, на службу стране будут поставлены новые клады драгоценного металла! 5. Дорога к счастью Дорога... Налево степь, и направо степь. Множество могильных камней. Они, эти камни, — немые свидетели горя и слез бурят-скотоводов агинской степ­ ной стороны. Протяжные песни кочевников были похожи на унылый плач. 50 лет назад степняки так говорили о своей жизни: — Нет ничего лучше, чем пасти скот, собирать мангир — дикий лук — и читать маани— молитву. В дырявую и закопченную юрту бедняка не попадал луч просвещения и культуры. В 1908 году Читинское отделение Приамурского отдела Русского гео­ графического общества провело исследование в Агинской степи. На тысячу жи­ телей приходилось грамотных по-монгольски: в Цугальской волости — 55 чело­ век, в Агинской — 60 человек. Грамотных по-русски оказался один процент. «Нужно ли особо указывать, что женщин, знающих русский язык (хотя бы толь­ ко умеющих читать по-русски),— самое ничтожное число,— писалось в «Труде» Агинской экспедиции.— Из среды кочевых инородцев таковых нашлось только 7». Далее в этом «Труде» говорится: «Знание русского языка — привилегия бо­ гатых и в большинстве случаев влиятельных среди инородцев людей. Есть среди них несколько окончивших высшую и среднюю школу». Трудно было найти в степи грамотного человека. Вот почему при кредитных и других сделках с местными жителями употреблялись бирки. Они представля­ ли собой деревянные палочки длиной 10—20 см. На концах наносились ножом отметки в соответствии с суммой или количеством овец, отданных на пастьбу. Затем бирку разрезали пополам с таким расчетом, чтобы лица, учиняющие кре­ дитную или иную операцию, имели на руках половину бирки. В таком крае, где царствовала темнота и невежество, водьготно было богачу, нойону, ламе, русскому чиновнику. Обратимся к документам. «Хроника Тугулдура Тобоева» рассказывает: В 1816 году прибыл в Агу главный тайша хоринских бурят Дэмбэл Галса- нов и узнал, что у Цэцэгтэ Нэлбэнова, хубдутского рода, имеется хороший ино­ ходец. Тайша отправил к нему человека и приказал взять коня. Нэлбэнов не со­ гласился, он ускакал прочь. Тогда тайша учинил поиски бурята, поймал его и, заковав его в колоду, продержал около думы одну неделю, сильно бил его ло­ зою. А потом взял иноходца... В первой половине XIX века в Агинской степи были открыты так называе­ мые хлебные магазины. В этих магазинах хранился хлеб. Оттуда по распоряже­ нию главного нойона выдавали хлеб бурятам заимообразно, с условием вернуть в определенный срок с гарнцевым сбором. Заседатель Верхнеудинского земского суда Решетников пожаловал в Агу с целью обозрения агинских магазинов и вер­ нулся обратно с 2000 рублями денег и овчинной шубой... Еще одна страница «Хроники». В ней говорится, что в 1811 —1816 годах был построен Агинский дацан (монастырь). Другие документы, которые хранят­ ся в архивах, проливают свет на этот «объект». Оказывается, постройка только одного Агинского дацана обошлась бурятам данного ведомства в 49630 рублей. Между тем, по данным 1823 года, агинских бурят было всего 7830 душ мужско­ го пола. Во сколько же обошлась эта стройка бедному буряту? Чтобы укрепить свое положение, бурятская верхушка составила общеплемен- ный свод законов. Разумеется, этот свод защищал интересы только имущих. В 1896 году газета «Жизнь в Восточной окраине» вынуждена была писать: «Среди бурят Хоринского и Агинского ведомства есть много лиц, обладающих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2