Сибирские огни, 1964, №2
носит имя славного сына Балея, Героя Советского Союза Ивана Отмахова, погиб шего в годы Великой Отечественной войны. Быстрыми темпами идут горняки к новым сокровищам недр. Значит, на службу стране будут поставлены новые клады драгоценного металла! 5. Дорога к счастью Дорога... Налево степь, и направо степь. Множество могильных камней. Они, эти камни, — немые свидетели горя и слез бурят-скотоводов агинской степ ной стороны. Протяжные песни кочевников были похожи на унылый плач. 50 лет назад степняки так говорили о своей жизни: — Нет ничего лучше, чем пасти скот, собирать мангир — дикий лук — и читать маани— молитву. В дырявую и закопченную юрту бедняка не попадал луч просвещения и культуры. В 1908 году Читинское отделение Приамурского отдела Русского гео графического общества провело исследование в Агинской степи. На тысячу жи телей приходилось грамотных по-монгольски: в Цугальской волости — 55 чело век, в Агинской — 60 человек. Грамотных по-русски оказался один процент. «Нужно ли особо указывать, что женщин, знающих русский язык (хотя бы толь ко умеющих читать по-русски),— самое ничтожное число,— писалось в «Труде» Агинской экспедиции.— Из среды кочевых инородцев таковых нашлось только 7». Далее в этом «Труде» говорится: «Знание русского языка — привилегия бо гатых и в большинстве случаев влиятельных среди инородцев людей. Есть среди них несколько окончивших высшую и среднюю школу». Трудно было найти в степи грамотного человека. Вот почему при кредитных и других сделках с местными жителями употреблялись бирки. Они представля ли собой деревянные палочки длиной 10—20 см. На концах наносились ножом отметки в соответствии с суммой или количеством овец, отданных на пастьбу. Затем бирку разрезали пополам с таким расчетом, чтобы лица, учиняющие кре дитную или иную операцию, имели на руках половину бирки. В таком крае, где царствовала темнота и невежество, водьготно было богачу, нойону, ламе, русскому чиновнику. Обратимся к документам. «Хроника Тугулдура Тобоева» рассказывает: В 1816 году прибыл в Агу главный тайша хоринских бурят Дэмбэл Галса- нов и узнал, что у Цэцэгтэ Нэлбэнова, хубдутского рода, имеется хороший ино ходец. Тайша отправил к нему человека и приказал взять коня. Нэлбэнов не со гласился, он ускакал прочь. Тогда тайша учинил поиски бурята, поймал его и, заковав его в колоду, продержал около думы одну неделю, сильно бил его ло зою. А потом взял иноходца... В первой половине XIX века в Агинской степи были открыты так называе мые хлебные магазины. В этих магазинах хранился хлеб. Оттуда по распоряже нию главного нойона выдавали хлеб бурятам заимообразно, с условием вернуть в определенный срок с гарнцевым сбором. Заседатель Верхнеудинского земского суда Решетников пожаловал в Агу с целью обозрения агинских магазинов и вер нулся обратно с 2000 рублями денег и овчинной шубой... Еще одна страница «Хроники». В ней говорится, что в 1811 —1816 годах был построен Агинский дацан (монастырь). Другие документы, которые хранят ся в архивах, проливают свет на этот «объект». Оказывается, постройка только одного Агинского дацана обошлась бурятам данного ведомства в 49630 рублей. Между тем, по данным 1823 года, агинских бурят было всего 7830 душ мужско го пола. Во сколько же обошлась эта стройка бедному буряту? Чтобы укрепить свое положение, бурятская верхушка составила общеплемен- ный свод законов. Разумеется, этот свод защищал интересы только имущих. В 1896 году газета «Жизнь в Восточной окраине» вынуждена была писать: «Среди бурят Хоринского и Агинского ведомства есть много лиц, обладающих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2