Сибирские огни, 1964, №1

Бунина, Брюсова — к Твардовскому, Асееву, Заболоцкому, Мартынову. Очень интересны статьи о замечательном рус­ ском критике Валерии Майкове, о поэ- те-радищевце И П. Пнине, о советском журналисте Алексее Колосове, о знаме­ нитых библиофилах профессоре И. Роза­ нове и артисте В. Смирнове-Сокольском. Е. Осетров познает Россию не только по литературе. Он, москвич, бывал и за Уралом, и в Чите, и в селенье Тарбага- тай, связанном с именами декабристов. По пути в Тарбагатай автор услышал такой диалог: «— Верно ли, что в старину искали золото так: бросит старик старатель ру­ кавицу на землю, где рукавица упадет, там и пытают золото? Старатель ответил уклончиво: — Может, конечно, и так. Да ведь надо знать, в каком месте бросать рука- вицу-то». Разве не радость это для литерато­ ра — услышать самому, а не вычитать из книг такой перл народного лукавства, столь свойственного русскому человеку? Именно познание России воочию дает автору возможность с настоящей увле­ ченностью поднимать некоторые пробле­ мы национальной культуры. Размышляя о народных художествен­ ных промыслах, о путях их развития в наше время, Е. Осетров пишет: «Недав­ но мне показали шкатулку. На ее крыш­ ке в иконописной манере был изобра­ жен Владимир Маяковский и персона­ жи его произведения. Неудачи бывают в любом деле Нашлись, однако, ценители, которые усмотрели в этом произведении чуть ли не рождение нового стиля». Автор справедливо замечает, что па­ лехский или мстерский стили можно удачно использовать для иллюстрации горьковской «Девушки и смерти», но бессмысленно применять их для иллю­ страции «Клима Самгина». Бывает иногда так, что иной критик говорит о литературных красотах таким задубелым языком, что разрушает вся­ кую красоту. А вот книгу Е. Осетрова читаешь с удовольствием, язык ее — культурный, богатый, художественный. Увлекательно рассказана история поис­ ков рублевской «Троицы» и других ше­ девров древнерусской живописи. Очень поэтично описание храма Покрова на Нерли. Это слово художника, потрясен­ ного высоким искусством. К книге такого рода можно предъяв­ лять бесчисленные претензии: почему, мол, еще не сказано о том-то и о том-то? Эти претензии неосновательны, ибо «по­ знание России» безгранично. Но одну претензию все же приходится предъ­ явить. Нельзя согласиться с весьма прибли­ зительной и произвольной трактовкой со­ держания «Троицы» А. Рублева. Автор почему-то отвел главную роль юноше, сидящему по левую руку от центральной фигуры. А ведь Рублев не нарушил ка­ ноническое расположение образов трои­ цы. В древний церковный канон он ге­ ниально вдохнул живую душу, несрав­ ненную гармонию, ввел мощную обще­ человеческую идею, до которой прежде- не в силах была подняться иконопись. По канону именно одесную, по правую руку, сидит ангел, символизирующий бога-сына, которому предначертано вы­ пить чашу страданий во имя человече­ ства. В «Троице» Рублева такая роль фигур выражена чрезвычайно ясно. Слишком это великое и драгоценное яв­ ление русского искусства, чтобы удер­ жаться от досады при малейшей неточ­ ности в его трактовке. Хорошую книгу написал Е. Осетров, и отрадно, что он продолжает «познание России», о чем свидетельствуют его но­ вые статьи, появившиеся в «Литератур­ ной газете». Ев г. П е т р я е в «УРАЛЬСКИЙ КРАЕВЕД» Н едавно общественность Урала в Сибири широко отметила 75-летие выдающегося краеведа и литератора Владимира Павловича Бирюкова. Этому юбилею были посвящены очерки и ста­ тьи в ряде журналов и газет. Откликом на юбилей явилась и книжка А. Шма­ кова «Уральский краевед»1. Александр Андреевич Шмаков хорошо известен не только как беллетрист, но и как пыт­ ливый исследователь культурного прош­ лого Сибири и Урала. Его книги «Ради­ щев в Сибири» (Иркутск, 1952), «Наше литературное вчера» (Челябинск, 1962) и множество журнальных и газетных публикаций содержат ценные сведения по истории литературы и культуры Си­ бири и Урала. Богата новыми материа­ лами и эта работа А Шмакова. В ней живо и тепло, с большой эрудицией рас­ сказывается о жизни и многогранной де­ ятельности В. П. Бирюкова. Более полувека В. Ц. Бирюков неуто­ мимо изучает историю, археологию и эт­ нографию родного Урала и прилегающих областей. С юных лет он посвятил этому делу все свои силы и незаурядный та­ лант. Еще в 1915 году встретивший Би­ рюкова на Украине историк, библиофил и литератор' С. Р. Минцлов записал в своем дневнике: «Познакомился с В. П. ' Ш м а к о в А. Уральский краевед. К 75-ле­ тию ■со дня рождения В. П. Бирюкова. Челябин­ ское книжное издательство. 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2