Сибирские огни, 1964, №1
Бунина, Брюсова — к Твардовскому, Асееву, Заболоцкому, Мартынову. Очень интересны статьи о замечательном рус ском критике Валерии Майкове, о поэ- те-радищевце И П. Пнине, о советском журналисте Алексее Колосове, о знаме нитых библиофилах профессоре И. Роза нове и артисте В. Смирнове-Сокольском. Е. Осетров познает Россию не только по литературе. Он, москвич, бывал и за Уралом, и в Чите, и в селенье Тарбага- тай, связанном с именами декабристов. По пути в Тарбагатай автор услышал такой диалог: «— Верно ли, что в старину искали золото так: бросит старик старатель ру кавицу на землю, где рукавица упадет, там и пытают золото? Старатель ответил уклончиво: — Может, конечно, и так. Да ведь надо знать, в каком месте бросать рука- вицу-то». Разве не радость это для литерато ра — услышать самому, а не вычитать из книг такой перл народного лукавства, столь свойственного русскому человеку? Именно познание России воочию дает автору возможность с настоящей увле ченностью поднимать некоторые пробле мы национальной культуры. Размышляя о народных художествен ных промыслах, о путях их развития в наше время, Е. Осетров пишет: «Недав но мне показали шкатулку. На ее крыш ке в иконописной манере был изобра жен Владимир Маяковский и персона жи его произведения. Неудачи бывают в любом деле Нашлись, однако, ценители, которые усмотрели в этом произведении чуть ли не рождение нового стиля». Автор справедливо замечает, что па лехский или мстерский стили можно удачно использовать для иллюстрации горьковской «Девушки и смерти», но бессмысленно применять их для иллю страции «Клима Самгина». Бывает иногда так, что иной критик говорит о литературных красотах таким задубелым языком, что разрушает вся кую красоту. А вот книгу Е. Осетрова читаешь с удовольствием, язык ее — культурный, богатый, художественный. Увлекательно рассказана история поис ков рублевской «Троицы» и других ше девров древнерусской живописи. Очень поэтично описание храма Покрова на Нерли. Это слово художника, потрясен ного высоким искусством. К книге такого рода можно предъяв лять бесчисленные претензии: почему, мол, еще не сказано о том-то и о том-то? Эти претензии неосновательны, ибо «по знание России» безгранично. Но одну претензию все же приходится предъ явить. Нельзя согласиться с весьма прибли зительной и произвольной трактовкой со держания «Троицы» А. Рублева. Автор почему-то отвел главную роль юноше, сидящему по левую руку от центральной фигуры. А ведь Рублев не нарушил ка ноническое расположение образов трои цы. В древний церковный канон он ге ниально вдохнул живую душу, несрав ненную гармонию, ввел мощную обще человеческую идею, до которой прежде- не в силах была подняться иконопись. По канону именно одесную, по правую руку, сидит ангел, символизирующий бога-сына, которому предначертано вы пить чашу страданий во имя человече ства. В «Троице» Рублева такая роль фигур выражена чрезвычайно ясно. Слишком это великое и драгоценное яв ление русского искусства, чтобы удер жаться от досады при малейшей неточ ности в его трактовке. Хорошую книгу написал Е. Осетров, и отрадно, что он продолжает «познание России», о чем свидетельствуют его но вые статьи, появившиеся в «Литератур ной газете». Ев г. П е т р я е в «УРАЛЬСКИЙ КРАЕВЕД» Н едавно общественность Урала в Сибири широко отметила 75-летие выдающегося краеведа и литератора Владимира Павловича Бирюкова. Этому юбилею были посвящены очерки и ста тьи в ряде журналов и газет. Откликом на юбилей явилась и книжка А. Шма кова «Уральский краевед»1. Александр Андреевич Шмаков хорошо известен не только как беллетрист, но и как пыт ливый исследователь культурного прош лого Сибири и Урала. Его книги «Ради щев в Сибири» (Иркутск, 1952), «Наше литературное вчера» (Челябинск, 1962) и множество журнальных и газетных публикаций содержат ценные сведения по истории литературы и культуры Си бири и Урала. Богата новыми материа лами и эта работа А Шмакова. В ней живо и тепло, с большой эрудицией рас сказывается о жизни и многогранной де ятельности В. П. Бирюкова. Более полувека В. Ц. Бирюков неуто мимо изучает историю, археологию и эт нографию родного Урала и прилегающих областей. С юных лет он посвятил этому делу все свои силы и незаурядный та лант. Еще в 1915 году встретивший Би рюкова на Украине историк, библиофил и литератор' С. Р. Минцлов записал в своем дневнике: «Познакомился с В. П. ' Ш м а к о в А. Уральский краевед. К 75-ле тию ■со дня рождения В. П. Бирюкова. Челябин ское книжное издательство. 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2