Сибирские огни, 1964, №1
восхищающие своим мужеством, стойко стью, огнеупорностью. Сила притяжения героев «Дикого меда» в том, что Л. Пер вомайский не декларирует их замеча тельных качеств, мы видим их в дейст вии, судим о них на основании поступ ков. Правда, автор, как и всякий поэт, не прячет личных оценок, личного отноше ния к людям и событиям, но в произве дении есть тот органический сплав объ ективности повествования и открытого авторского вмешательства, который все гда был и будет необходим большой ли тературе. Сила героев Л. Первомайского — в их способности преодолеть беды и го речь жизни, в их убежденности, что тя желый груз требует больших, сильных крыльев, в их умении выстоять, выдер жать натиск любых жизненных испыта ний и сохранить красоту и величие че ловечности. Очень характерен один из сюжетных узлов баллады. Бронебойщик Федяк устрашился нового немецкого танка и сбежал из окопа. Его судят, приговари вают к расстрелу, как дезертира, но помня, что он был безупречным бойцом, разрешают вернуться в свой окоп, под пули и гусеницы вражеских тигров. Там он и гибнет, раненный в правую руку, одной левой засунувший гранаты за по яс, взорвавший одновременно и себя, и наступающий танк противника. Так гиб нет струсивший солдат, на законном ос новании — даже по его собственному мнению — осужденный за дезертирство. Какой же должна быть армия, если «тру сы» способны на такую смерть! Книга Первомайского очень много людна, но прихотливо разные судьбы его героев упрямо ведут к одной мысли, как притоки одной реки, независимо от свое го протяжения, ширины, полноводности, текут в одном направлении. Это единство мысли скрепляет композицию многопла нового романа. Тяжело болен командир дивизии ге нерал Костецкий. Но ни за что, не под даваясь ни врачам, ни уговорам дру зей, он не покидает свой блиндаж. Пер вомайский так объясняет необходимость его поступка: «На прижатом к реке клочке земли не было ни одного сол дата или офицера, который не знал бы, что смертельно больной командир ди визии находится рядом с ним — и это облегчало каждому его нелегкую задачу, словно сила и мужество Костецкого, уходя от него, распределялись между всеми солдатами и офицерами, удесяте ряли их силу и мужество и делали спо собным каждого, не дрогнув, стоять на своем месте до конца». Так и умирает Костецкий, до последнего дыхания вы полняя свой воинский долг. А его друг и начальник генерал Савичев? Разве не пришлось ему полной чашей хлебнуть горя, когда он своего единственного сы ча отправлял в истребительную авиа цию, точно зная, что именно в этих ча стях сейчас наибольшие потери. И раз ве легко ему было услышать, что сын погиб уже в первом боевом вылете? Гене рал Савичев отправил сына на смерть не потому, что боялся сплетен или пересу дов. «Дело не в том, что будут говорить люди,— думает он,— собственная со весть иногда говорит такие жестокие слова, какие никто не решится бросить человеку в глаза». Таковы полководцы, но той же само отверженностью, той же скрупулезной совестливостью, тем же несгибаемым упорством богаты и души других воинов: офицеров, солдат, медиков, военных кор респондентов. Храбро сражается на самом крайнем уступе оборонительной линии хладно кровный истребитель танков, в прошлом скромный сапожник Шрайбман. Его се мья отрезана войной, голодает где-то на оккупированной территории, может быть, уже погибла, уничтожена пытка ми, засыпана песком в каком-нибудь Бабьем Яре. Ему очень хочется и очень нужно верить в то, что он еще увидит свою семью, но еще необходимее оказа лось Шрайбману прикрыть своим огнем Варвару Княжич, когда она поползла вперед, в разведку на ничейную землю. Он и прикрыл ее, когда увидел немец кого автоматчика, который двигался на встречу Варваре, и «не дал ему дополз ти до нее... вылез из своего окопа, что бы предупредить его выстрел своим вы стрелом,— теперь над Шрайбманом уже холмик земли». Учитель Гулоян, его товарищ, такой же не ведающий страха боец и такой же верный друг, спасая раненого Шрайб- мана, сам попадает под пулю и тоже гибнет. Наконец, сама Варвара Княжич, пре красная и трагическая биография кото рой составляет сердцевину книги. Впер вые страшный и неожиданный удар по стиг ее «августовской ночью тысяча де вятьсот тридцать седьмого года» В эту ночь «увели Сашу, и Варвара осталась одна над кроваткой, в которой, так и не проснувшись, спала Галя». Раньше, «когда они проходили вдвоем по улице, люди невольно оглядывались — такой они были хорошей парой, такие счаст ливо доброжелательные были у них ли ца». И сразу, без причин, без оснований, жизнь треснула, катастрофически обо рвалась, словно молния поразила ее. На чались одинокие блуждания Варвары, началась жизнь, которая казалась ей «постоянным чувством утраты, невозв ратной безнадежной потери». Она бежа ла из своей квартиры, лихорадочно по бросав вещи дочери в баульчик и схва тив ее на руки. Только потом, через не сколько лет, уже на фронте она узнает от майора Сер.бина, который приходил арестовывать Сашу, что поспешное бег ство, продиктованное страхом и отчая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2