Сибирские огни, 1964, №1
ящик для мусора, с беспристрастностью робота фиксирует моменты эпопеи, о ко торой ни сам Петя, ни взрослые жильцы дома даже и не подозревают. В тесном сплетении этих сюжетных линий течет обычная жизнь населения двора. И прежде всего — Славкина жизнь. Со Славкой Чужим связан тре тий сюжет повести. Правда, сюжетом его можно назвать лишь условно: собы тия Славкиной жизни, внешне чрезвы чайно обыденные, сами по себе могли бы показаться для юного читателя и недо статочно привлекательными. Но то не маловажное обстоятельство, что они органически впаяны в увлекательнейшее и забавное хитросплетение двух явно приключенческих сюжетов, позволяет писателю с наибольшим эффектом доне сти до читателя всю романтику и ли ризм, красоту и поэзию нехитрой Слав киной истории. Семилетний мальчишка живет в ми ре, еще не поделившемся со всею опре деленностью на «быль» и «сказку». Сказку о том, как жили-были двое муж чин — большой и маленький, — расска зывает Славке отец. И эта немного гру стная, немного веселая сказка, сказка мужественная и романтическая, есть в то же время подлинная быль. У Славки рано умерла мать. С памятью о ней у малыша связано самое чудесное и уди вительное, чему он когда-либо был сви детелем. С мамой ходил Славка в дубо вую рощу, о существовании которой зна ют даже не все старожилы города. С мамой видел Славка диких гусей, ле тевших караваном прямо над крышами городских зданий. Навсегда запомнил Славка, как искали они с мамой в дубо вой роще потерянный ею маленький австралийский значок с изображением смешного кенгуру. Потом Славка найдет и рощу, и даже забавного кенгуру, и — самое главное — увидит, как «над крышами зданий, над розовым облаком, шевеля серебри стыми крыльями, плыли гуси». И еще обретет Славка новую маму в лице хо рошей женщины, учительницы Анны Фе доровны, а дочка Анны Федоровны На ташка станет старшей Славкиной сест ренкой. Жизнь торжествует, счастье не уходит от хороших людей, горе не все сильно и даже сказка не является неосу ществимой, — такие мысли вызывает Славкина история. Повесть Н. Наволочкина богата собы тиями. Мы видим ее юных героев и на воскреснике по сбору металлолома, и в неудавшейся попытке прополоть огород бабки Касьянихи, и дома за приготовле нием уроков, и в школе. Правдиво и об стоятельно показаны в повести и взрос лые. Но в отличие, скажем, от «Моря Ясности», все события, все сюжетные линии включены в единый поток, слу жат одной главной мысли. И стилистиче ски, невзирая на явную пародийность «Илюхиной линии», повесть едина. Остроумная пародия на плохой де тектив органически переходит в про никновенный рассказ о человеческой любви и дружбе. Типично «носовское» лукавое озорство (сцены у мусорного ящика, посещение школы дедушкой Бо бы Сергунина и т. д.) граничит с «гай даровской» лирической взволнованно стью. И хотя следование гайдаровской традиции подчас напоминает подража ние (Славка, например, очень похож на Альку из «Военной тайны», а эпизод с бабкой Касьяновной заставляет вспом нить «Тимура и его команду»), — собст венное писательское лицо автора повести чувствуется во всем. И прежде всего —• в умении сделать простоту оригинальной, показать обычное через призму «таинст венного», неожиданно, как в случае с описанием Игоревой квартиры, пере ключить самый, казалось бы, безобид ный юмор на напряжение острой, хотя и вовсе не «кричащей» сатиры. Не кажутся искусственными и все «хорошие» концовки повести. Как и пре вращение Илюхи-голубятника в «рабо чего человека Илью Егорыча», они вы ражают закономерности нашей действи тельности. Ведь речь в Повести идет о хороших советских людях, а хорошие люди и жить должны по-хорошему. Не даром, когда Славка с отцом, Наташкой и Анной Федоровной собрались гулять и одна соседка заметила: «Чужие по шли», — Лушина мама, словно не по няв, что имеется в виду фамилия, попра вила: «Какие же они «чужие»? Они свои...». Радость встречи со своими людьми, встречи увлекательной и поучительной, несет читателю повесть «Жили-были...». Стремительный ветер двадцатого ве ка — века небывалых научных дерза ний, потрясающих и преображающих мир революций, торжества самых свет лых и благородных человеческих мечта ний — определяет сегодня путь всего рода людского к коммунизму. Только- то, что служит достижению этой цели, современно в подлинном смысле слова. Советские писатели, в том числе и пи шущие для детей (и, может быть, осо бенно пишущие для детей, ибо дети — будущее планеты), призваны служить своим творчеством идеалам коммуниз ма. Но корабль нашей детской литерату ры пойдет вперед тем успешнее, чем меньше станет отклоняться от верного курса, если вся его боевая оснастка бу дет сохранена. Старые, испытанные штормами вре мени истины, провозвестниками кото рых были крупнейшие художники-реа листы прошлого, не потускнели и сего дня. О животворной актуальности неко торых из них шла речь в этой статье _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2