Сибирские огни, 1964, №1

ящик для мусора, с беспристрастностью робота фиксирует моменты эпопеи, о ко­ торой ни сам Петя, ни взрослые жильцы дома даже и не подозревают. В тесном сплетении этих сюжетных линий течет обычная жизнь населения двора. И прежде всего — Славкина жизнь. Со Славкой Чужим связан тре­ тий сюжет повести. Правда, сюжетом его можно назвать лишь условно: собы­ тия Славкиной жизни, внешне чрезвы­ чайно обыденные, сами по себе могли бы показаться для юного читателя и недо­ статочно привлекательными. Но то не­ маловажное обстоятельство, что они органически впаяны в увлекательнейшее и забавное хитросплетение двух явно приключенческих сюжетов, позволяет писателю с наибольшим эффектом доне­ сти до читателя всю романтику и ли­ ризм, красоту и поэзию нехитрой Слав­ киной истории. Семилетний мальчишка живет в ми­ ре, еще не поделившемся со всею опре­ деленностью на «быль» и «сказку». Сказку о том, как жили-были двое муж­ чин — большой и маленький, — расска­ зывает Славке отец. И эта немного гру­ стная, немного веселая сказка, сказка мужественная и романтическая, есть в то же время подлинная быль. У Славки рано умерла мать. С памятью о ней у малыша связано самое чудесное и уди­ вительное, чему он когда-либо был сви­ детелем. С мамой ходил Славка в дубо­ вую рощу, о существовании которой зна­ ют даже не все старожилы города. С мамой видел Славка диких гусей, ле­ тевших караваном прямо над крышами городских зданий. Навсегда запомнил Славка, как искали они с мамой в дубо­ вой роще потерянный ею маленький австралийский значок с изображением смешного кенгуру. Потом Славка найдет и рощу, и даже забавного кенгуру, и — самое главное — увидит, как «над крышами зданий, над розовым облаком, шевеля серебри­ стыми крыльями, плыли гуси». И еще обретет Славка новую маму в лице хо­ рошей женщины, учительницы Анны Фе­ доровны, а дочка Анны Федоровны На­ ташка станет старшей Славкиной сест­ ренкой. Жизнь торжествует, счастье не уходит от хороших людей, горе не все­ сильно и даже сказка не является неосу­ ществимой, — такие мысли вызывает Славкина история. Повесть Н. Наволочкина богата собы­ тиями. Мы видим ее юных героев и на воскреснике по сбору металлолома, и в неудавшейся попытке прополоть огород бабки Касьянихи, и дома за приготовле­ нием уроков, и в школе. Правдиво и об­ стоятельно показаны в повести и взрос­ лые. Но в отличие, скажем, от «Моря Ясности», все события, все сюжетные линии включены в единый поток, слу­ жат одной главной мысли. И стилистиче­ ски, невзирая на явную пародийность «Илюхиной линии», повесть едина. Остроумная пародия на плохой де­ тектив органически переходит в про­ никновенный рассказ о человеческой любви и дружбе. Типично «носовское» лукавое озорство (сцены у мусорного ящика, посещение школы дедушкой Бо­ бы Сергунина и т. д.) граничит с «гай­ даровской» лирической взволнованно­ стью. И хотя следование гайдаровской традиции подчас напоминает подража­ ние (Славка, например, очень похож на Альку из «Военной тайны», а эпизод с бабкой Касьяновной заставляет вспом­ нить «Тимура и его команду»), — собст­ венное писательское лицо автора повести чувствуется во всем. И прежде всего —• в умении сделать простоту оригинальной, показать обычное через призму «таинст­ венного», неожиданно, как в случае с описанием Игоревой квартиры, пере­ ключить самый, казалось бы, безобид­ ный юмор на напряжение острой, хотя и вовсе не «кричащей» сатиры. Не кажутся искусственными и все «хорошие» концовки повести. Как и пре­ вращение Илюхи-голубятника в «рабо­ чего человека Илью Егорыча», они вы­ ражают закономерности нашей действи­ тельности. Ведь речь в Повести идет о хороших советских людях, а хорошие люди и жить должны по-хорошему. Не­ даром, когда Славка с отцом, Наташкой и Анной Федоровной собрались гулять и одна соседка заметила: «Чужие по­ шли», — Лушина мама, словно не по­ няв, что имеется в виду фамилия, попра­ вила: «Какие же они «чужие»? Они свои...». Радость встречи со своими людьми, встречи увлекательной и поучительной, несет читателю повесть «Жили-были...». Стремительный ветер двадцатого ве­ ка — века небывалых научных дерза­ ний, потрясающих и преображающих мир революций, торжества самых свет­ лых и благородных человеческих мечта­ ний — определяет сегодня путь всего рода людского к коммунизму. Только- то, что служит достижению этой цели, современно в подлинном смысле слова. Советские писатели, в том числе и пи­ шущие для детей (и, может быть, осо­ бенно пишущие для детей, ибо дети — будущее планеты), призваны служить своим творчеством идеалам коммуниз­ ма. Но корабль нашей детской литерату­ ры пойдет вперед тем успешнее, чем меньше станет отклоняться от верного курса, если вся его боевая оснастка бу­ дет сохранена. Старые, испытанные штормами вре­ мени истины, провозвестниками кото­ рых были крупнейшие художники-реа­ листы прошлого, не потускнели и сего­ дня. О животворной актуальности неко­ торых из них шла речь в этой статье _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2