Сибирские огни, 1964, №1
<с мерзавцем, трусливо предавшим сво его сына. Это — разные люди, с разны ми судьбами, разной психологией. Но поскольку автор все-таки их объ единяет, поскольку основную и, по мыс ли автора, единственно верную оценку Сережиному отцу дает бабка Степанида, получается, что бабка внушает внуку (а тот соглашается и приемлет), будто и любовь отца к другой — преступление, •и вообще всякая «незаконная» связь — скотство, о котором и сказать-то иначе нельзя, как только «скотским» словом «спутался». Что же получилось в итоге? Автор искренне ратовал за новую высоконрав ственную мораль. А пришел к апологии ханжества. Вот ведь как бывает... IV Я бы, конечно, не сказал, будто об щая картина нашей детской журнальной прозы рисуется в мрачных тонах. Выше уже приводились в пример удачные, остроумные сказки. В том же «Урале», где печатались рассказы П. Ко- рюкова и С. Наумова, читатель встре чается с талантливыми, отмеченными за видным знанием ребячьей психологии и пристальным интересом к жизни рас сказами В. Крапивина, Л. Чумичева, Вл. Разумневича, Н. Кальма. Журнал «Дон» напечатал в конце прошлого года увле кательную повесть И. Василенко «Вол шебные очки», завершающую большой автобиографический цикл «Жизнь и приключения Заморыша». И особенно радует появление на страницах «Дальне го Востока» повести Ник. Наволочкина «Жили-были...» До сей поры еще весь ма робко замеченная критикой и в этом смысле разделившая судьбу «Кандаур- ских мальчишек» Г. Михасенко, рецен зия на которых в «Правде» появилась спустя пять лет после первого издания книги, она является подлинным событи ем в детской литературе прошлого года. Это повесть о жителях одного двора в большом городе на Амуре. Но хотя действие повести и замкнуто почти цели ком в ограде этого двора и не описано в ней ни стихийных бедствий, ни чрез вычайных происшествий, ни таежных либо речных экспедиций, — повесть чи тается с увлечением, почти в равной сте пени захватывающим и ребенка и взрос лого. Она привлекает юмором, остротой писательского видения, умением о са мом простом, примелькавшемся расска зать удивительно интересно, свежестью и оригинальностью композиционного ре шения. За будничными домашними со бытиями все время ощущается большая жизнь страны, народа. И происходит это в немалой степени потому, что повести Н. Наволочкина присуща та необходи 1 « Д а л ь н и й В о с т о к » , 1962, №№ 3—4. мая подлинному произведению искусст ва художественная цельность, когда и проблематика, и характеры, и сложный сюжет, и все средства живописной изо бразительности взаимозависимы, сли ты, органически вытекают одно из дру гого и служат единой общей задаче. Нет в повести ни потуг на самодовлеющую «занимательность», ни фальшивых ин тонаций, ни лишних, либо неправдопо добных сцен. Илюха-голубятник — один из цент ральных персонажей повести Н. Наво лочкина — на первый взгляд сильно напоминает Витьку Крюкова из «Ошиб ки Радика и Женьки». Оба они — стра стные читатели и почитатели «шпион ской» приключенческой беллетристики. Однако за увлеченностью Витьки, про являющейся исключительно в своеоб разной манере выражать мысли, уга дывается не более как выигрышный при ем. Витькина страсть никоим образом не определяет его поступков. Иное дело Илья. Он не просто подражает привле кающим его героям — он живет в выду манном призрачном мире ситуаций и «образов» детективной литературы, со вершенно отрешившись от мира действи тельного. Он вполне серьезно уверен, что странный сосед Иван Васильевич — вражеский шпион. «Ящики разные в чехлах к себе тас кает. Шпионские рации, наверно. А ви дели, какие типы к нему ходят? — убеж дает он соседских ребят Игоря, Славку и Лушку. — То придут разнаряженные, при шляпе, а то в старом да залатанном являются. Маскировочка!» Даже биб лиотеку Ивана Васильевича готов до тошный Илья взять под сомнение: «Кни ги — это так, для отвода глаз. А еще, может, он в них между строк невидимы ми чернилами пишет». Столь «неотразимые» доводы убеж дают на какое-то время и доверчивых ре бят. Так завязывается игровой и вместе с тем остроумно-пародийный сюжет: выслеживание «шпиона». Развенчивая низкопробную «шпионскую» макулату ру, автор показывает, как неожиданно для себя ребята «открывают» в собст венном доме замечательного человека, о котором прежде почти ничего не зна ли. Есть в повести еще один герой — Пе тя Азбукин. Ничего не знающий о затее Ильи, он решил принять участие в пио нерском фотоконкурсе, заснять «сюжет» из жизни ребят своего двора. С помо щью Вани, прозванного за страсть к технике Конденсатором, он делает «ад скую машину» — приспособление для автоматического получения фотосним ков через равные промежутки времени. События развиваются параллельно. Компания Илюхи-голубятника продол жает бессмертные дела Шерлока Холм са. Петин аппарат, нацеленный на се^- редину двора, где стоит как раз новый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2