Сибирские огни, 1964, №1
И опять диалог наводит на мысль о действительных «резонах», которые по рой еще приходится выслушивать от людей, разуверившихся в силе добра. Но упрямый лучик «жарко приник к гру ди дедушки-ветра», и у того «сердце... потеплело и смягчилось...» Оказывается, добро все-таки сильнее благоприобретен ного равнодушия. И пусть ребенок, к ко торому обращается писатель, еще мало смыслит в ведущем документе эпохи, провозглашающем, что человек человеку — друг, товарищ и брат. Сказка, такая бесхитростная на первый взгляд, гото вит его к тому, чтобы в будущем эти слова Программы явились для него не просто красивым лозунгом, а логическим оформлением заложенных с детства чувств. Говорят: сказка — ложь, да в ней на мек, добрым молодцам урок. Добрые, хо рошие уроки извлекут ребята из сказок, появляющихся в «Урале». А вот о сказ ке А. Корольковой «Кузьма Дегтев», напечатанной журналом «Подъем»1, этого, к сожалению, не скажешь. В сказ ке отчетливо прослеживаются фольклор ные мотивы. Однако не всякий фольк лор есть мудрость народная. Вряд ли можно усмотреть дух истинной народно сти в таких, например, поговорках, как «своя рубашка ближе к телу» или «ду раков работа любит». Но именно такого рода «мудрость» лежит в основе «Кузь мы Дегтева». Этот «богатырь из народа» верой и правдой служит царю-пройдохе, помо гает ему в низком обмане, за что и по лучает обещанную награду — половину царства. Прочитав подобное «творение», никак не скажешь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». «Пахнет» оправ данием и даже апологией угодничества, обмана, стяжательства. И странно, что ни автор, ни редакция не заметили это го глубоко чуждого нам «запаха». Как видим, и понятия о современно сти, и понятия о народности бывают раз личными. Конечно, подавляющее боль шинство авторов, пишущих для детей, прочно стоят в этих вопросах на вер ных партийных позициях. Их волнуют те же проблемы, которые характерны для общей нашей литературы, и в первую очередь — утверждение коммунистиче ской морали, борьба нового со старым в сфере нравственных отношений между людьми. Они не боятся ставить перед ребятами острые вопросы, затрагиваю щие не только детей, но и взрослых, не пытаются искусственно отгородить детский мир от большой жизни. Мно гое им удается. Но и на этом пути пи сателей часто подстерегают трудности, с которыми не все справляются равно успешно. Речь идет о понимании возрастной специфики детской лите ратуры. 1 с П о д ъ е м», 1962, № 3. Обратимся к примерам наиболее край ним и, по счастью, редкостным, но как: бы в увеличительном стекле отражаю щим один из самых закоренелых и вредных предрассудков в отношении детской книги. Трудно отделаться от мысли, что рас сказ П. Корюкова «Черныш» не перепе чатан «Уралом»1 из какого-нибудь третьестепенного детского альманаха дореволюционной поры... Жили-былк Ваня и Алеша. Их мама ухаживала за овцами. Однажды она пришла домой грустная. «Мама, ты сегодня почто не такая?» — спросил ее наблюдательный Алеша. Оказалось, в мамином стаде про пала овца Чернушка. На следующий день Ваня, Алеша и соседская девочка Галя пошли в лес, разыскали Чернуш ку, отбили у злой лись! ее ягненочка, но сами едва не заблудились, так как уже наступила ночь. Тут их и нашла мама. «И все четверо, счастливые и до вольные, направились по дороге в де ревню». По какому-то странному совпадению, в той же книжке «Урала» напечатан цикл коротких рассказов С. Наумова о Ване Сазонове, удивительно напоминаю щий «Сто новых детских повестей, с нра воучениями в стихах» Б. Федорова, о ко торых с гневной иронией писал еще В. Г. Белинский. Оговорившись, что он не впадает, «по поводу сочинения г. Б. Федорова, в тя желые размышления о участи ослеплен ной бездарности, попавшей, как говорит ся, не в свои сани и упорно остающейся в них, несмотря на то, что грязные брыз ги летят на нее со всех сторон», великий критик попросту перепечатывает цели ком одну из «повестей» под названием «Молодая яблоня». Содержание ее вкратце таково. Егорушка и Лизанька очень любили своих родителей. Желая порадовать отца в день его рождения, дети тайком посадили накануне под ок ном его комнаты молодую яблоню. И, копая ямку под дерево, обнаружили клад, — горшок с золотыми и серебряными монетами. Нравоучение «в стихах» гла сило: Когда родителей ты любишь с юных лет, Бог счастие тебе пошлет! С. Наумов не пишет стихотворных сентенций В остальном он смело идет по стопам своего печально знаменитого предшественника. Судите сами. Ваня купил снегиря и посадил его в клетку. Снегирь отказывался от еды, скучал, а Ваня не мог понять, почему. Однажды мальчик провинился, и мама не разрешила ему гулять. Так, на собст венном опыте, он понял, отчего грустно 1 1962, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2