Сибирские огни, 1964, №1

сомнения, что огромное множество дет­ ских книг, выходящих в Детгизе, «Моло­ дой гвардии», областных издательствах, печатающихся в детских журналах и га­ зетах («Пионер», «Вожатый», «Искор­ ка», «Пионерская правда» и др.), нахо­ дится на магистральной линии искусства социалистического реализма, успешно несет ребятам идеи коммунистической морали и нравственности, воспитывает сознательных и активных участников ве­ ликого похода в Грядущее. В последнее время перед детской кни­ гой все щедрее раскрываются страницы и так называемых «толстых» журналов — столичных и тех, что выходят в об­ ластях, краях и республиках. «Дальний Восток», «Урал», «Подъем», еженедель­ ник «Литературная Россия» имеют даже постоянные рубрики: «Для маленьких», «Для ваших детей» и т. п. Значение этого явления нельзя недо­ оценивать. Массовые тиражи журналов, их широкая распространенность (ведь подписные издания регулярно попадают и в такие места, где не всегда имеются магазины, торгующие детской книгой), наконец, даже то обстоятельство, что журнал, попадающий в руки педагогов и родителей, объективно выступает в роли пропагандиста, рекомендующего ребя­ там то или иное произведение, — все это обусловливает воспитательную дей­ ственность «журнальной» литературы. Между тем именно эти произведения остаются до сих пор как бы вне поля зрения нашей критики. В результате, на­ ряду с повестями и рассказами действи­ тельно талантливыми, соответствующи­ ми общему высокому идейно-художест­ венному уровню нашей детской литера­ туры, на страницы отдельных «взрос­ лых» изданий стали проникать и вещи малохудожественные, а иногда и просто ущербные, способные нанести лишь вред делу воспитания подрастающего поколе­ ния. I Разговор хочется начать с самого ос­ новного и насущного — о современно­ сти. К ней сейчас приковано пристальное внимание писателей. Есть произведения для детей, в которых налицо все приме­ ты современности, а существо их под­ час остается и мелким и ничтожным. Разумеется, необходимо сегодня писать о страсти наших мальчишек к межпла­ нетным путешествиям, о собаках-«кос- монавтах» и о тысячах иных больших и малых примет, отличающих быт второй половины двадцатого столетия. Важно лишь, чтобы за внешними признаками времени, как и за приметами хронологи­ чески нейтральными, вставал самый дух эпохи, чувствовался «ветер века», угадывалось направление, в котором движется жизнь. Известно, какую роль в детском чте­ нии, особенно младшего возраста, игра­ ет сказка. Отрадно, что и в наших «тол­ стых» журналах она занимает далеко не последнее место. В «Урале» сказки по­ являются, можно сказать, из номера в номер. Есть среди них непосредственно использующие материал современно­ сти (О. Калинцева, «Голубая варежка»). Но больше всего Сказок о природе («Са­ мого сильного в траве не видать» В. Во­ робьева, «Как Зайчиха дула на небо» Л. Немченко, «Почему чихали деревья» А. Домнина и др.). Несмотря на «веч­ ность» и как бы вневременность темы, этим сказкам, как правило, присуща та же глубинная современность, которая от­ личает лучшие произведения советской литературы для детей. ...Трухлявый пень, жалобщик и вор­ чун, потребовал, чтобы цветы и деревья в лесу перестали пахнуть. Добрые цветы и деревья пожалели старика. И вот «в лесу стало пусто и скучно. Улетели пти­ цы. Спрятался ветерок-лесовей. Звон­ кие дождины больше не заглядывали сю­ да, и солнце не пило росу по утрам». А потом все растения и вовсе расхвора­ лись. Пень жаловался и негодовал боль­ ше всех, не желая понять, что «болезни приходят, когда уходит радость». Но де­ ревья и цветы это поняли, и снова стали отдавать природе свои ароматы, и ра­ дость, здоровье вернулись в лес. Таково вкратце содержание сказки А. Домнина «Почему чихали деревья»1. Конечно, уже само по себе.чувство ра­ дости — очень современное чувство. Но разве трухлявый пень не напоминает нам еще и иные человеческие колоды, застя­ щие свет радости хорошим людям? И разве сами цветы и деревья, проявившие неуместную жалость, не вызывают, го­ воря научным языком, мысли о слабо­ сти, а порой и вредности абстрактного гуманизма? Не случайно ведь сходные проблемы привлекают сегодня и многих «взрослых» писателей, и тот же абст­ рактный гуманизм убедительно развен­ чивается в таких отнюдь не сказочных произведениях, как «Суд» В. Тендряко­ ва, или «Сирота» А. Яшина. Или взять сказку Л. Немченко «Как Зайчиха дула на небо»2. Маленький сол­ нечный лучик решил обязательно по­ мочь больному зайчишке, которому док­ тор Еж прописал свет и тепло. Он обра­ щается с просьбой к старому ветру разо­ гнать дождливые тучи над лесной поля­ ной, где жил зайчишка. «— Мой юный друг! — усмехнулся старый ветер... — Ты еще только начи­ наешь жить... И потому тебя так трога­ ют чужие несчастья и беды... А я стар и люблю покой. И если бы я пускался в путь каждый раз, когда кому-то нужна моя помощь, моя жизнь стала бы про­ сто невыносимой...» ' « У р а л » , 1962, № 10. 2 «У рал» , 1963, № 2. 1 2 . «Сибирски е о гни № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2