Сибирские огни, 1964, №1
сомнения, что огромное множество дет ских книг, выходящих в Детгизе, «Моло дой гвардии», областных издательствах, печатающихся в детских журналах и га зетах («Пионер», «Вожатый», «Искор ка», «Пионерская правда» и др.), нахо дится на магистральной линии искусства социалистического реализма, успешно несет ребятам идеи коммунистической морали и нравственности, воспитывает сознательных и активных участников ве ликого похода в Грядущее. В последнее время перед детской кни гой все щедрее раскрываются страницы и так называемых «толстых» журналов — столичных и тех, что выходят в об ластях, краях и республиках. «Дальний Восток», «Урал», «Подъем», еженедель ник «Литературная Россия» имеют даже постоянные рубрики: «Для маленьких», «Для ваших детей» и т. п. Значение этого явления нельзя недо оценивать. Массовые тиражи журналов, их широкая распространенность (ведь подписные издания регулярно попадают и в такие места, где не всегда имеются магазины, торгующие детской книгой), наконец, даже то обстоятельство, что журнал, попадающий в руки педагогов и родителей, объективно выступает в роли пропагандиста, рекомендующего ребя там то или иное произведение, — все это обусловливает воспитательную дей ственность «журнальной» литературы. Между тем именно эти произведения остаются до сих пор как бы вне поля зрения нашей критики. В результате, на ряду с повестями и рассказами действи тельно талантливыми, соответствующи ми общему высокому идейно-художест венному уровню нашей детской литера туры, на страницы отдельных «взрос лых» изданий стали проникать и вещи малохудожественные, а иногда и просто ущербные, способные нанести лишь вред делу воспитания подрастающего поколе ния. I Разговор хочется начать с самого ос новного и насущного — о современно сти. К ней сейчас приковано пристальное внимание писателей. Есть произведения для детей, в которых налицо все приме ты современности, а существо их под час остается и мелким и ничтожным. Разумеется, необходимо сегодня писать о страсти наших мальчишек к межпла нетным путешествиям, о собаках-«кос- монавтах» и о тысячах иных больших и малых примет, отличающих быт второй половины двадцатого столетия. Важно лишь, чтобы за внешними признаками времени, как и за приметами хронологи чески нейтральными, вставал самый дух эпохи, чувствовался «ветер века», угадывалось направление, в котором движется жизнь. Известно, какую роль в детском чте нии, особенно младшего возраста, игра ет сказка. Отрадно, что и в наших «тол стых» журналах она занимает далеко не последнее место. В «Урале» сказки по являются, можно сказать, из номера в номер. Есть среди них непосредственно использующие материал современно сти (О. Калинцева, «Голубая варежка»). Но больше всего Сказок о природе («Са мого сильного в траве не видать» В. Во робьева, «Как Зайчиха дула на небо» Л. Немченко, «Почему чихали деревья» А. Домнина и др.). Несмотря на «веч ность» и как бы вневременность темы, этим сказкам, как правило, присуща та же глубинная современность, которая от личает лучшие произведения советской литературы для детей. ...Трухлявый пень, жалобщик и вор чун, потребовал, чтобы цветы и деревья в лесу перестали пахнуть. Добрые цветы и деревья пожалели старика. И вот «в лесу стало пусто и скучно. Улетели пти цы. Спрятался ветерок-лесовей. Звон кие дождины больше не заглядывали сю да, и солнце не пило росу по утрам». А потом все растения и вовсе расхвора лись. Пень жаловался и негодовал боль ше всех, не желая понять, что «болезни приходят, когда уходит радость». Но де ревья и цветы это поняли, и снова стали отдавать природе свои ароматы, и ра дость, здоровье вернулись в лес. Таково вкратце содержание сказки А. Домнина «Почему чихали деревья»1. Конечно, уже само по себе.чувство ра дости — очень современное чувство. Но разве трухлявый пень не напоминает нам еще и иные человеческие колоды, застя щие свет радости хорошим людям? И разве сами цветы и деревья, проявившие неуместную жалость, не вызывают, го воря научным языком, мысли о слабо сти, а порой и вредности абстрактного гуманизма? Не случайно ведь сходные проблемы привлекают сегодня и многих «взрослых» писателей, и тот же абст рактный гуманизм убедительно развен чивается в таких отнюдь не сказочных произведениях, как «Суд» В. Тендряко ва, или «Сирота» А. Яшина. Или взять сказку Л. Немченко «Как Зайчиха дула на небо»2. Маленький сол нечный лучик решил обязательно по мочь больному зайчишке, которому док тор Еж прописал свет и тепло. Он обра щается с просьбой к старому ветру разо гнать дождливые тучи над лесной поля ной, где жил зайчишка. «— Мой юный друг! — усмехнулся старый ветер... — Ты еще только начи наешь жить... И потому тебя так трога ют чужие несчастья и беды... А я стар и люблю покой. И если бы я пускался в путь каждый раз, когда кому-то нужна моя помощь, моя жизнь стала бы про сто невыносимой...» ' « У р а л » , 1962, № 10. 2 «У рал» , 1963, № 2. 1 2 . «Сибирски е о гни № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2