Сибирские огни, 1964, №1

Игорь МОТЯШОВ ВЕТЕР ВЕКА И ПАРУСА „С ТА РЫ Х “ ИСТИН (О литературе для маленьких в журналах для взрослых) За годы, минувшие после X X и X X II съездов партии, советская литература для детей сделала энергичный бросок вперед. Это выразилось и в небывалом расширении издательской деятельности в области детской литературы. И, мо­ жет быть, особенно наглядно сказалось на мощном притоке в нее свежих, мо­ лодых сил. Сегодня уже нельзя представить себе нашу детскую прозу не только без Р. Погодина и С. Баруздина, Ю. Яковле­ ва и А. Мошковского, Э. Офина и 10. То­ мина, Ю. Третьякова и М. Бременера, С. Голицына и Ю. Сотника, но и без та­ ких, совсем недавно заявивших о себе писателей, как В. Железников, В. Мед­ ведев, Е. Чеповецкий, И. Ефимов, Мих. Герчик, Г. Михасенко... Детская проза последних лет отме­ чена тем же пафосом поиска присталь­ ного внимания к жизни современника, к коренным проблемам эпохи, что и лите­ ратура для взрослых. Говоря о задачах детской литературы, Л. Ф. Ильичев в докладе на июньском Пленуме ЦК КПСС особо подчеркнул важную «воспитательную роль положи­ тельного героя». «Зажечь в молодых сердцах стремле­ ние к подвигу, — отметил Л. Ф. Ильи­ чев, — воспитывать чувство активной и действенной любви к своей великой Ро­ дине, увлекать вдохновляющим приме­ ром старших поколений могут только произведения, ярко раскрывающие вы­ сокую и благородную правду нашей жизни, героику и романтику революци­ онной борьбы советского народа за новое общество. Отсюда — необходимость уде­ лять больше внимания созданию книг... для детей и юношества, работе детских и юношеских издательств и журналов...» С удовлетворением нужно отметить, что для сегодняшней детской литерату­ ры период своеобразной «дегероизации», отмеченной преимущественным интере­ сом некоторых молодых авторов к эта­ кому «середнячку», слабовольному, без­ ответственному и слабохарактерному, легко поддающемуся чуждым влияниям, уже позади. На передний план снова выходит юный пионер-ленинец. Не ху­ досочная «идеализированная» схема, а вполне реальный живой мальчишка или девчонка — энергичные и мужест­ венные, целеустремленные, верные в дружбе, сознательно готовящие из себя достойную смену старшим. Таковы, ' например, «оставляющие след» герои повестей Э. Офина («Держу в руках огонь», «Рядовой Лесной Рес­ публики», «Форпост «Зоркий»), герои повестей С. Голицына «Сорок изыскате­ лей» и «Городок сорванцов», повестей Е. Чеповецкого «Пятая палатка», В. Же- лезникова «Чудак из 6-го «Б», Мих. Герчика «Очень хочется жить», И. Ефи­ мова «Я хочу в Сиверскую», Э. Шима «Королева и семь дочерей», С. Вольфа «Дом в сто этажей», Н. Сластникова «Билет на Марс», сборника рассказов М. Бременера «Чур, не игра!» и многих других. Стали, наконец, появляться и эксцент­ ричные, исполненные юмора, острой са­ тирической мысли, «весело агитирую­ щие» за новые моральные принципы книги-сказки, книги-фельетоны. Назову хотя бы, последовавшие за сказочной дилогией Н. Носова о Незнайке, повести В. Медведева «Баранкин! Будь челове­ ком!» и уральца Л. Давыдычева «Мно­ готрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Эти книги имеют свои достоинства и недостатки, но общая картина состояния нашей детской литературы радует. Нет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2