Сибирские огни, 1964, №1

И . Т ю т и к о в . А н а д е м и к В. М . М ы ш . много и плодотворно работает над пей­ зажами и портретами. Им написаны портреты профессоров м е д и ц и н ы : Н. Г. Гинзбурга, А. С. Проскурякова, В. М. Мыш Больше всех удался порт­ рет В. М. Мыш. Он скуп по цвету, под­ чинен теплой приглушенной гамме. Ху­ дожник фиксирует все внимание зрите­ ля на лице, где тонкая, почти лессиро- вочная живопись моделирует детали. Портрет был показан в Москве на рес­ публиканской выставке 1950 года. Своеобразие таланта И. Тютикова особенно заметно в его акварельных пейзажах, посвященных Алтаю. После Г И Гуркина редко кому удавалось так верно почувствовать особенность красоты Алтая. Когда смотришь акваре­ ли Тютикова, невольно вспоминаются стихи Ильи Мухачева: Вершины гор, где никогда не тая лежат снега, то хмуры, то светлы, куда, боясь пурги не залетают ни соколы, ни горные орлы... В акварелях И. И. Тютикова нет уми­ ления перед красотами горных лугов и горными озерами, его больше привлека­ ет вид свирепой Катуни, заснеженные вершины Белухи, скалистые утесы. Поэтический лад присущ небольшой акварели И. Тютикова «Катунь», где художник дает нам возможность почув­ ствовать атмосферу Алтая, глядя на нее,, хочется говорить словами поэта: . . . и К а т у н ь вся в пене мечется , гр о х о ч е т . Бурлящая вода Катуни — совершенства акварельной живописи. Сущее волшеб­ ство — это переливы цветных пятен, положенных на мокрую бумагу и как бы из ничего создающих впечатление жи­ вой материи. Алтайские пейзажи «Катунь», «Лед­ ники у Белухи», «Горное озеро» облада­ ют большим диапазоном, звучание тона от нежнейшего пиано до мажорных ак­ кордов, это зрелое мастерство традици­ онного акварелиста. В 1947 году пейза­ жем «Старый Новосибирск» И. И. Тю- тиков принимал участие на Всесоюзной выставке в Москве. На протяжении долгих лет творческой жизни заметно тяготение художника к тематической картине. Это очень важная и характерная черта творческой лично­ сти художника, убежденного, что искус­ ство должно быть глубоко идейным по своему содержанию и понятным по форме самому широкому кругу зрите­ лей. Почти полувековая творческая дея­ тельность И. И. Тютикова говорит о его незаурядном даровании, о его неутоми­ мости в труде. Даже сейчас, на склоне лет, он ежедневно пишет этюды. На да­ че в Издревой можно часто встретить худощавого невысокого человека, пишу­ щего на пленере, или видеть его на ве­ ранде за работой над очередным буке­ том георгин или гладиолусов. Художник И. Тютиков не стоит в сто­ роне от общественных запросов жизни. Ему всегда было свойственно стремле­ ние идти в ногу со временем. Совсем не­ давно он принимал участие на выставке портрета передовиков промышленности и сельского хозяйства. Портрет брига­ дира Калько, написанный им,— свиде­ тельство неувядающего дарования. А. БЕРТИК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2