Сибирские огни, 1964, №1
И . Т ю т и к о в . А н а д е м и к В. М . М ы ш . много и плодотворно работает над пей зажами и портретами. Им написаны портреты профессоров м е д и ц и н ы : Н. Г. Гинзбурга, А. С. Проскурякова, В. М. Мыш Больше всех удался порт рет В. М. Мыш. Он скуп по цвету, под чинен теплой приглушенной гамме. Ху дожник фиксирует все внимание зрите ля на лице, где тонкая, почти лессиро- вочная живопись моделирует детали. Портрет был показан в Москве на рес публиканской выставке 1950 года. Своеобразие таланта И. Тютикова особенно заметно в его акварельных пейзажах, посвященных Алтаю. После Г И Гуркина редко кому удавалось так верно почувствовать особенность красоты Алтая. Когда смотришь акваре ли Тютикова, невольно вспоминаются стихи Ильи Мухачева: Вершины гор, где никогда не тая лежат снега, то хмуры, то светлы, куда, боясь пурги не залетают ни соколы, ни горные орлы... В акварелях И. И. Тютикова нет уми ления перед красотами горных лугов и горными озерами, его больше привлека ет вид свирепой Катуни, заснеженные вершины Белухи, скалистые утесы. Поэтический лад присущ небольшой акварели И. Тютикова «Катунь», где художник дает нам возможность почув ствовать атмосферу Алтая, глядя на нее,, хочется говорить словами поэта: . . . и К а т у н ь вся в пене мечется , гр о х о ч е т . Бурлящая вода Катуни — совершенства акварельной живописи. Сущее волшеб ство — это переливы цветных пятен, положенных на мокрую бумагу и как бы из ничего создающих впечатление жи вой материи. Алтайские пейзажи «Катунь», «Лед ники у Белухи», «Горное озеро» облада ют большим диапазоном, звучание тона от нежнейшего пиано до мажорных ак кордов, это зрелое мастерство традици онного акварелиста. В 1947 году пейза жем «Старый Новосибирск» И. И. Тю- тиков принимал участие на Всесоюзной выставке в Москве. На протяжении долгих лет творческой жизни заметно тяготение художника к тематической картине. Это очень важная и характерная черта творческой лично сти художника, убежденного, что искус ство должно быть глубоко идейным по своему содержанию и понятным по форме самому широкому кругу зрите лей. Почти полувековая творческая дея тельность И. И. Тютикова говорит о его незаурядном даровании, о его неутоми мости в труде. Даже сейчас, на склоне лет, он ежедневно пишет этюды. На да че в Издревой можно часто встретить худощавого невысокого человека, пишу щего на пленере, или видеть его на ве ранде за работой над очередным буке том георгин или гладиолусов. Художник И. Тютиков не стоит в сто роне от общественных запросов жизни. Ему всегда было свойственно стремле ние идти в ногу со временем. Совсем не давно он принимал участие на выставке портрета передовиков промышленности и сельского хозяйства. Портрет брига дира Калько, написанный им,— свиде тельство неувядающего дарования. А. БЕРТИК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2