Сибирские огни, 1964, №1

СЛАВНЫЙ ПУТЬ ХУДОЖНИКА Известному сибирскому художнику Ивану Ивановичу Тютикову — семьде­ сят лет. Из них почти полвека отдано им творческой деятельности. Юность Ивана Ивановича прошла в Елабуге Вятской губернии, где он рабо­ тал иконописцем. Значительное влия­ ние на эстетическое мировоззрение буду­ щего художника оказала его бабушка, руководившая иконописной мастерской местного женского монастыря. Она сто­ яла выше окружающей ее ремесленной среды, следила за развитием русской живописи, коллекционировала репродук­ ции. Ее собственные работы отлича­ лись изяществом исполнения и коло­ рита. Обнаружив у внука незаурядные спо­ собности, она склоняет его к мысли о необходимости серьезного художествен­ ного образования. По ее совету Иван Ива­ нович едет в Москву, пытается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но это ему не удается. Пос­ ле нескольких месяцев учебы в студии Ильи Машкова Иван Иванович Тютиков становится студентом Казанского худо­ жественного училища — одного из луч­ ших в России того времени. Здесь, на­ пример, преподавал Н. Фешин — уче­ ник И. Е. Репина — отличный рисоваль­ щик и портретист. Иван Иванович вспоминает: «Учитель был внешне болезненным и очень молча­ ливым человеком. Он редко вступал в теоретические рассуждения о живописи, но часто подходил к ученику, брал ки­ сти и поправлял этюд. Фешин не терпел излишества красок на палитре. Малым количеством красок добиться желаемого эффекта был его девиз». Годы учебы И. И. Тютикова прихо­ дились на очень сложный период в раз­ витии русского искусства. Он слышал об абстрактной живописи Кандинского и Малевича, знал о существовании футу­ ристических выставок, но не увлекался бесполезными исканиями, как ученик И. Тю тиков . А в т о п о р т р е т . Фешина был верен реалистическим тра­ дициям русского искусства. С 1921 года И. И. Тютиков живет в Сибири. Здесь, в Томске, и начинается его творческая деятельность. В это вре­ мя тут работали воспитанники Казанско­ го и Пензенского училища. Тютиков, как иллюстратор газеты «Красное знамя», становится участником художественных выставок. Молодого художника вдохновила тема гражданской войны, героика партизан­ ской борьбы, и в 1925 году он пишет картину «Партизны». Эта работа хоро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2