Сибирские огни, 1964, №1
между Майной и поселком геологов, расположенным непосредственно у створа будущей ГЭС. Длина маршрута около тридцати километров. Спешат машинисты буровых станков, трактористы, плотники. С рюкзаком за плечами торопится под няться по сходням и пожилой, худощавый, среднего роста мужчина в зеленом брезентовом плаще и кирзовых сапогах. Знакомимся. — Вексляр Яков Михайлович, начальник геологосъемочной партии, — представляется наш спутник. Поднимаемся на палубу, и судно отчаливает. Сырой, пронизывающий ветер дует навстречу. Большинство пассажиров спустилось в трюм. Но мы остаемся на палубе вместе с Яковом Михайловичем. Он бывалый человек, привык к енисей ской прохладе, не раз опален сибирскими ветрами. Вексляр второй год работает в Саянской экспедиции, и в курсе всех дел? поисковиков. Своей профессии он отдал 34 года. Побывал на многих реках. Вел изыскания для строительства гидростанций на Алтае, Урале, Чукотке, Кольском полуострове. Хорошо знает Сибирь, Арктику. — Алтай-Саянскую горную страну принято считать «молодой», — говорит Яков Михайлович. — А знаете, когда образовались напластования этих пород? Девятьсот миллионов лет тому назад, в докембрийское время... В геологическом отношении район сложен в основном гранитами и в меньшей мере метаморфиче скими сланцами... Однако на природную крепость мы целиком положиться не можем: в толщах пород есть слабые зоны и зоны дробления. Встречается тре щиноватость. Задача геологов найти такие места, узнать их особенности, грани цы. Строители же, одновременно с возведением плотины, будут по нашим реко мендациям устранять «дефекты», допущенные природой, — скалывать и удалять негодные слои пород, скреплять трещиноватые зоны, которые придется даже це ментировать — Почему отказались от Джойского створа? — Оказался бракованным. Обнаружены провальные места, заполненные древними речными отложениями. Карловсдий створ — другое дело. Породы здесь возьмет не всякий бур... Катер, преодолевая встречное течение, набирает скорость. Слева по ходу показалось село. — Сизая, поселок лесников,— поясняет Вексляр,— здесь они формиру ют плоты, которые сплавляют вниз. А там, справа, — лесозавод Богословской» леспромхоза. В недалеком будущем, вслед за Саяно-Шушенской ГЭС, вблизи этих поселков будет сооружена плотина Майнской ГЭС проектируемого на верх нем Енисее каскада. Чем выше по Енисею мы поднимаемся на катере, тем реже встречаются большие населенные пункты. Последним поселком левобережья была Майна. А вот на правом, «шушенском», берегу к реке нет-нет да и выйдет деревенька. Мы насчитали их четыре — Голубая, Кибик, Соболева, Пойлова. Живут в них охот ники, рыбаки, лесозаготовители. Наш катер прошел вблизи еще одной «деревни» — каменной. Эти пороги в реке местное население так и называет: «Каменная деревня». Торчат из воды горбатые, обточенные течением, верхушки донной скалы. Когда-то здесь было опасное место для плотовщиков. Если плоты не наскакивали на пороги, их раз бивало о крутые утесы левого берега. Скудна здесь и судоходная обстановка. Енисей круто поворачивает и образует полуостров с высокой площадкой, заросшей кедрами, сосняком, березой. — «Черемушки»! — восклицает наш спутник. — Здесь будет воздвигнут город гэсовцев с благоустроенными многоэтажными домами, школами, дворцом культуры. А пока тут несколько рубленных из кедра -домиков. Наш катер — тезка будущему городу гидростроителей, — шутит Яков Михайлович. — Пой^ демте знакомиться с его капитаном. Евгений Иванович Немтинов капитаном катера стал не случайно. По специаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2