Сибирские огни, 1964, №1

между Майной и поселком геологов, расположенным непосредственно у створа будущей ГЭС. Длина маршрута около тридцати километров. Спешат машинисты буровых станков, трактористы, плотники. С рюкзаком за плечами торопится под­ няться по сходням и пожилой, худощавый, среднего роста мужчина в зеленом брезентовом плаще и кирзовых сапогах. Знакомимся. — Вексляр Яков Михайлович, начальник геологосъемочной партии, — представляется наш спутник. Поднимаемся на палубу, и судно отчаливает. Сырой, пронизывающий ветер дует навстречу. Большинство пассажиров спустилось в трюм. Но мы остаемся на палубе вместе с Яковом Михайловичем. Он бывалый человек, привык к енисей­ ской прохладе, не раз опален сибирскими ветрами. Вексляр второй год работает в Саянской экспедиции, и в курсе всех дел? поисковиков. Своей профессии он отдал 34 года. Побывал на многих реках. Вел изыскания для строительства гидростанций на Алтае, Урале, Чукотке, Кольском полуострове. Хорошо знает Сибирь, Арктику. — Алтай-Саянскую горную страну принято считать «молодой», — говорит Яков Михайлович. — А знаете, когда образовались напластования этих пород? Девятьсот миллионов лет тому назад, в докембрийское время... В геологическом отношении район сложен в основном гранитами и в меньшей мере метаморфиче­ скими сланцами... Однако на природную крепость мы целиком положиться не можем: в толщах пород есть слабые зоны и зоны дробления. Встречается тре­ щиноватость. Задача геологов найти такие места, узнать их особенности, грани­ цы. Строители же, одновременно с возведением плотины, будут по нашим реко­ мендациям устранять «дефекты», допущенные природой, — скалывать и удалять негодные слои пород, скреплять трещиноватые зоны, которые придется даже це­ ментировать — Почему отказались от Джойского створа? — Оказался бракованным. Обнаружены провальные места, заполненные древними речными отложениями. Карловсдий створ — другое дело. Породы здесь возьмет не всякий бур... Катер, преодолевая встречное течение, набирает скорость. Слева по ходу показалось село. — Сизая, поселок лесников,— поясняет Вексляр,— здесь они формиру­ ют плоты, которые сплавляют вниз. А там, справа, — лесозавод Богословской» леспромхоза. В недалеком будущем, вслед за Саяно-Шушенской ГЭС, вблизи этих поселков будет сооружена плотина Майнской ГЭС проектируемого на верх­ нем Енисее каскада. Чем выше по Енисею мы поднимаемся на катере, тем реже встречаются большие населенные пункты. Последним поселком левобережья была Майна. А вот на правом, «шушенском», берегу к реке нет-нет да и выйдет деревенька. Мы насчитали их четыре — Голубая, Кибик, Соболева, Пойлова. Живут в них охот­ ники, рыбаки, лесозаготовители. Наш катер прошел вблизи еще одной «деревни» — каменной. Эти пороги в реке местное население так и называет: «Каменная деревня». Торчат из воды горбатые, обточенные течением, верхушки донной скалы. Когда-то здесь было опасное место для плотовщиков. Если плоты не наскакивали на пороги, их раз­ бивало о крутые утесы левого берега. Скудна здесь и судоходная обстановка. Енисей круто поворачивает и образует полуостров с высокой площадкой, заросшей кедрами, сосняком, березой. — «Черемушки»! — восклицает наш спутник. — Здесь будет воздвигнут город гэсовцев с благоустроенными многоэтажными домами, школами, дворцом культуры. А пока тут несколько рубленных из кедра -домиков. Наш катер — тезка будущему городу гидростроителей, — шутит Яков Михайлович. — Пой^ демте знакомиться с его капитаном. Евгений Иванович Немтинов капитаном катера стал не случайно. По специаль­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2