Сибирские огни, 1964, №1
получал солидный оклад. Что еще, вроде бы, человеку надо!.. Но, узнав о строительстве комплекса капролактама, Виктор взял в шахте расчет и пришел сюда. И не мастером, а разнорабочим, «на подхвате» работал. Что велят, то и де лал. А вечерами учился. Поступил на химико-технологический факультет Кеме ровского горного института. Когда цех пустили — стал аппаратчиком... Какой, спрашиваю я, смысл был ему бросать шахту? Производство тут не менее вредное, да и на заработке потеря... Виктор, ручаюсь, не слышал нашего разговора с Ковалевым. Его не было в го время в аппаратной. Он только вот-вот пришел. Но ответ его почти в точности совпадал с тем, что говорил мне Ковалев: — Разве дело в заработке?!.. Здесь, в химии, иным человеком себя чувству ешь. Честное слово!.. Понимаете — в шахте все уже налажено, уточнено. Там работа особой сложности не представляет — следи только, чтоб крепь была хоро шо поставлена, чтоб забой ровно брался. Ну, само собой, — план, разный там передовой опыт... Но все это не то. Не знаю, как для других, но я за себя говорю. Тут же все время приходится, так сказать, постигать высокие материи, со всяки ми неожиданностями сталкиваться. И не знаешь, где и когда на нее натолкнешь ся. Я вот на одном процессе полтора года работаю, а до всех его тонкостей еще не добрался. Здесь, если как следует мозгами пошевелить, так от этих аппаратов еще много взять можно... Я не сторонник того, чтобы человек, которого государство обучало с расче том сделать из него квалифицированного специалиста в определенной области народного хозяйства, вдруг менял бы свою профессию. Но в данном случае я це ликом на стороне Виктора и не считаю его виноватым. Не знаю, какой из него лолучился бы шахтер, но в том, что химик из него выйдет что надо,— уверен. ...Детство и юность Вали Останиной прошли в Усть-Каменогорске. Там она жила вдвоем с матерью. Вале хотелось стать инженером. Ее притягивал к себе дым заводов, шум станков, слаженный ритм рабочей жизни. Но после десятилет ки мать не согласилась отпустить свою хрупкую, как ей казалось, дочь на рабо ту. а институт в городе был единственный — педагогический. И, чтобы не огор чать мать, Валя, против своего желания, стала педагогом. И когда они переехали в Кемерово и Валя впервые пришла в класс не как ученица, а как учитель-воспитатель, она еще явственнее поняла, что попала не в свою стихию. Она поняла, что не сумеет заставить подчиниться себе этих голе настых пареньков и смешливых девчонок, что воспитатель из нее никудышный. И сколько раз возвращалась она домой в слезах, потому что сознавала свое бес силие перед расшумевшимся классом. А тут — капролактам... Валя поспешно простилась со школой и пришла сю да. И вот она торопливыми шажками ходит по цехам, снимает пробы, корпит над анализами. Ей по душе новая профессия. Слезы давно забыты, и домой она идет веселая и довольная. Она знает — ее труд пошел на пользу людям. Но и здесь у Вали бывают огорчения. Правда, иного — производственного порядка. В первые месяцы освоения производства Валю куда чаще видели нахму ренной, чем веселой. Капролактам никак не хотел соответствовать по цвету тре бованиям государственного стандарта. Сотни анализов пришлось сделать, прежде чем установили причину. Потом надо было эту причину устранить... Я не буду вдаваться в подробности поисков, ибо пришлось бы исчертить эти ■страницы схемами и испещрить их всевозможными, понятными только химикам, формулами. Но представьте, каким расцвеченным радостью было Валино лицо, когда анализ, наконец, показал, что капролактам, их капролактам, полностью от вечает всем требованиям государственного стандарта. Но и сейчас, когда все в порядке, когда их капролактам признан по качест ву лучшим в стране, Валя чуточку хмурится, говоря: — Ну, все мне здесь нравится. Положительно все. Только вот руководство ■относится к нам как-то по-детски...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2