Сибирские огни, 1964, №1

азарте Репин сорвал с головы фуражку, но солдат улыбнулся, опустил винтовку: — Однако с дыркой будешь? Крепко стиснул лейтенант Номоконова, отпустил, на несколько ша­ гов отошел от солдата. — Да какой из вас сапер! Вы — шаман, волшебник! Только не оби­ жайтесь, пожалуйста. В самом деле... шаман огня! Давайте покурим и по- говорим. Расскажите, где вы научились стрелять? В суматохе больших и малых дел переднего края нашел лейтенант время, чтобы по душам поговорить с солдатом. Репин сказал, что, как он знает, таежные обычаи требуют выслушать сперва человека старшего по возрасту, и спросил об этом Но-моконова. Да, это правильно. Скоро сол­ дат проникся чувством доверия к человеку, который внимательно слушал его, не перебивал. Номоконов — тунгус из рода хамнеганов. Так считалось раньше так он пишется и сейчас. Его маленький народ живет в Забайкалье в разных местах: в Делюне, в Средней и Нижней Талачах, в селах близ Вершины Дарасуна. Его народ говорит на языке эвенков, живет многими обычаями этих людей, но не умеет разводить оленей. Его народ хорошо понимает также бурятский язык, но не приучен пахать землю, разво­ дить овец и рогатый скот. Степные буряты, которые живут рядом, счи­ тают хамнеганов своим народом. Эвенки — тоже своим народом. И это хорошо. «Хамнеган» на обоих языках — «лесной человек». Раньше его племя кормилось только охотой. Когда русские люди по-» строили железную дорогу, жить стало труднее — паровозы пугали зве­ рей. Тогда лесные люди перекочевали всем родом в верховья реки Нерчи1. и охотились там. В десять лет Семен Номоконов привез на ярмарку свою первую до­ бычу — более двухсот зайцев, которых он поймал петлями. Русский купец забрал сразу всех по две копейки за каждого. А на другой день ок уже сам продавал зайцев, но брал по пять копеек за каждого зайца. Ма­ ленькому охотнику купец сказал, что все зайцы худые, а на другой день на всю ярмарку кричал, что они хорошие, жирные. И все покупали зай­ цев у этого купца. Много пушного зверя добывали тунгусы, а жили плохо. Так получа­ лось, что они всегда были должны купцам. О революции тунгусы его ро­ да узнали не сразу: приехали, как всегда, на ярмарку, а купцы куда-та спрятались. Человек с красным бантом на груди сказал, что теперь можно, порвать все долговые расписки. Без пороха, табака и соли ушли еще даль­ ше в тайгу. Так велели старейшины. Долго никому не показывались на глаза, питались чем попало, курили листья березы. Но правду путом1 не свяжешь. И к порожистой Нерче пришли вести о первой таежной комму­ не в Нижнем Стане. Сперва одна семья вернулась, потом сразу две. И отец Номоконова не испугался пасти2, которую, по словам шаманов и ста­ рейшин рода, русские ставят на тунгусов. В Нижнем Стане долго при-; сматривались и прислушивались Номоконовы, заходили в свежесруб- ленные дома сородичей, а потом взялись за топоры. С того дня и пере- стали кочевать. Репин слушал внимательно. Неторопливо лилась речь солдата. 1де-то высоко в небе тарахтел немецкий разведывательный самолет, слышались орудийные залпы, доносились далекие пулеметные очереди, а солдат покуривал трубку и рассказывал о своей жизни. 1 Пу т о — кусок ремня или веревки, которым связывают передние ноги лошадей. > 2 П а с т ь — ловушка из бревен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2