Сибирские огни, 1963, № 12

станцию не затопило... Кушнар недавно звонил — вода в пяти метрах от двери. Как у них там сейчас?.. А электрикам приходилось туго. Вода уже ворвалась к котлам. Машинисты тревожно поглядывали то на воду, то на начальника станции. Кушнар молчал. На­ конец один из машинистов не выдержал: — Михал Михалыч, может, загасим топки, пока того... Кушнар прищурился: — Боишься? Кто боится — может идти. Я теперь и один управлюсь... Никто с места не двинулся. Вода остановилась в полуметре от топок. «Бронированные щиты» Полищука не сдержали напора Юдомы. Подняв­ шись на восемь метров, обезумевшая река перехлестнула через дамбу и хлынула в разрезы. Но Власин оказался прав — титанический труд людей все же ослабил мощь реки. Выше восьми метров вода в Юдоме не поднялась и, едва перевалив через дамбу, стала убывать. Но борьба еще не кончилась. Люди продолжали на­ ращивать дамбу, одновременно засыпая прораны в ней. В течение двух суток не выходили из машин Василий Афанасьев, Иван Демин, Александр Рац, Герман Толстоухов, Виктор Редько и другие. А потом они же очищали разрезы от грязи и валунов, нанесенных паводком, восстанавливали разрушенные транспортеры. И шесть разрезов вступили в эксплуатацию через четыре дня. Вот такой был потоп на Юре. Вернувшись в Ыныкчан, я снова зашел в мехмастерские к Саксу поделиться с ним впечатлениями от поездки. Мне нравился этот немногословный, много переживший человек. Он всегда что-то обдумывает, а его большие костистые руки металлиста ни­ когда не знают покоя. Оскар Иванович — слесарь-универсал и страст­ ный любитель всевозможных механических головоломок, так сказать, ведущий рационализатор на прииске. Между прочим, пресс для холодной штамповки «бри- столей» (скоб для сшивания лент транспортера) и контршайб для катков бульдо­ зеров его изобретение. «Бристоли» эти раньше изготовлялись вручную — двое слесарей за смену выпускали 150 штук. А требуется «бристолей» несметное коли­ чество, из-за их нехватки часто простаивали транспортеры. Вот тут-то и обрати­ лось приисковое начальство к БРИЗу — мобилизуйте, мол, всех изобретателей, душа из вас винтом, а чтобы «бристоли» были в нужном количестве. Бризовцы — к механикам и слесарям: «Выручайте!» Вызвался Сакс, выго­ ворив условие — думать всем вместе. Засели за чертежи в феврале, а к началу промывочного сезона, через три месяца, первая модель штампа была готова. Станок так и назвали — Штамп. Правда, Оскар Иванович сердился, уверяя, что штамп — детище многих умов и рук. Он, мол, только идею подал. Что ж, по-моему Сакс прав: все, что по­ является на прииске нового и интересного — дело ума и рук большого работяще­ го коллектива. Бригадир бульдозеристов Степан Кицай, например, рассказал, как его брига­ да ездила на Алах-Юнь внедрять собственный метод добычи песков. Правда, под­ робностей он мне не изложил, не было времени, и посоветовал обратиться за ни­ ми к Юрию Болотову, который выступал по этому поводу на пленуме Усть-Май- ского райкома партии. Юрия Болотова я нашел в карьере. Он сидел, прислонившись спиной к гусе­ нице своего бульдозера, и обедал. Познакомившись, договорились встретиться ве­ чером: у Юрия где-то должен быть черновик его речи. Он принес его — целую тетрадь, исписанную крупным почерком. Мы разговорились. Я попросил Юрия рассказать о себе, о том, как он попал сюда, на прииск, о жизни на прииске. Бо­ лотов с минуту помолчал И я уж приготовил было два-три «наводящих» вопроса, как вдруг он начал свой рассказ, тихо и спокойно, глядя через мою голову куда-то за окно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2