Сибирские огни, 1963, № 12
Не все уместились за столом. Я сижу на диване между Нутфуллой и Шахмурадом. Рядом — тетя Ута чинно сложила руки на коленях. Ее присутствие на педсовете не обязательно, но она приходит всегда, ос тавляя ради такого торжественного случая рукоделие дома, и ее непри выкшие к неподвижности пальцы беспокойно шевелятся. Выступает завуч. Долго, утомительно. Бороды братьев Бисеновичей никнут на грудь: скучнеют лица учителей, только тетя Ута внимательно слушает, изредка вздыхая. — Чем это он всех уморил? — спрашиваю я Нутфуллу. — Читает доклад о повышении успеваемости, — отвечает Шахмурад, Вот завозилась Нурия. — Ругает ее, что пропускает политзанятия, — снова переводит Шахмурад. Не успел отскрипеть стул под завучем, как с места встал Нутфулла, Его взгляд словно пересчитал присутствующих, тонкие пальцы скольз нули по кудрям. Несколько секунд я прислушиваюсь к его голосу и не вольно думаю: — А он хорошо должен петь. Интересно, почему он никогда не поет? Преподаватели оживились. Встрепенулись задремавшие Бисенови- чи. Сауле, забыв о протоколе, разрумянившись, грызет ручку. — Переводи, ну, переводи, пожалуйста, дословно, — затормошила я Шахмурада, и тот шепотом начал: — Наша школа отстала от жизни. Мы замкнулись в своем ауле. Советские люди осваивают космос, целину, а мы не знаем, что делается у нас под носом. Советская власть дала нам такую школу, а что мы, лично мы, дали Советской власти? Назовите учеников, кончивших нашу школу и поступивших в институты. Их единицы. Даже отличники воз вращаются ни с чем. Почему? Процент успеваемости у нас хороший, а ученики подготовлены слабо. Почему? К нам приезжают с отгонных па стбищ, даже наш аул им кажется столицей. А мы им даем мало. Ни экс курсий, ни знакомства с жизнью страны, всей страны. Никогда не виде ли паровоза!.. А девочки? В пятом классе их больше, чем ребят, в седьмом — половина, а десятилетку кончает четвертая часть. Многие выходят замуж, не достигнув совершеннолетия. Это вина школы. Где политехнизация? Арканы и кошмы — это политехнизация? Ребята пле тут арканы, девочки валяют кошмы. Этому они и дома научатся... Нутфулла сел. Учителя загудели, как школьники. Даже хуже, по тому что на уроках не бывает такого шума, какой поднялся на педсо вете. Садвокас Садвокасыч дал слово Шахмураду. Потом говорили все по очереди, потом директор, вероятно, подвел итоги. На этом педсовет кончился. Я спросила тетю Уту, о чем говорил Садвокас Садвокасыч. — Да так, — махнула она рукой, — повторил, кто што сказал. Только не понять, хает, чи хвалит. А ентот-то, широкомордый, молодец. Хотпт кружок тракторный вести и шефство над совхозом. Говорит, бу дем связь держать, а то страм: на целину люди аж с Москвы едут, а мы, ровно чужие. — А Нутфулла разве плохо говорил? — Говорить все мастера, — отмахнулась тетя Ута, — Шахмурад. ентот в школе только что не ночует, и обратно на свои плечи работу взвалил. Скажи, какой моторный парень! Подошла Нурия: — Как вам нравятся наши сидения? С восьми до двенадцати! Не устали? Я на вас смотрела и завидовала. Свежая, молодая... Я сюда такой же приехала, а сейчас — верите? — к зеркалу не каждый день
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2