Сибирские огни, 1963, № 12
Власов, в сцене из «Самгина» — печ ник Кубасов. Однако автор не замечает глубокой и принципиальной разницы сближаемых эпизодов. Первомайская де монстрация дается Горьким в высокой патетико-романтической интонации, это одно из высших проявлений силы рабо чего класса, его политической сознатель ности. В эпизоде крестьянского бунта звучит иная интонация — писатель ви дит слабость бунта, разобщенность му жиков; есть что-то горько-ироническое, неестественное и обидное в том, что це лая деревня «от мала до велика» взялась за одну веревку, чтобы сорвать всего-на всего замок с казенного хлебного мага зина. «Приложение руки всего мира» нужно для того, чтобы никому в отдель ности не отвечать перед властями. И ес ли в завершении клина в романе «Магь» является величавая фигура молодого ра бочего с красным знаменем, то в эпизоде бунта на острие клина «завертелся, точ но ввертываясь в дверь, красненький мужичок». Без раскрытия этой разницы сближение двух эпизодов кажется внеш ним, не обнажающим существо каждого из них. Иногда допускаются упрощения. Излишне прямолинейным и недостаточ но убедительным выглядит, например, объяснение того, что в композиции эпо пеи многие герои — буржуазные интел лигенты не встречаются друг с другом и судьбы их развиваются параллельно, ни когда не пересекаясь. По мнению автора, такое композиционное решение подчер кивает индивидуализм этих героев. В га ком случае чем объяснить, что главный герой книги — индивидуалист до мозга костей — Самгин — изображается в ши роком общении с десятками других пер сонажей? Может быть, для его характе ристики была бы уместнее композиция типа робинзонады? В действительности рассматриваемая особенность компози ции связана с жанровым своеобрази ем романа — исторической хроники. Внимательно и подробно анализируя «речевой язык» персонажей романа, ис следователь почему-то не остановился на такой характерной черте языка, как афористичность. Сам Горький в шутку называл свою книгу «Депо афориз мов...», в процессе работы над эпопеей он выразил опасение: «Боюсь перегру зить книгу... афоризмом...» И все же продолжал насыщать диалоги образными изречениями. Может быть, автору следовало поду мать и над таким, на наш взгляд, весьма заманчивым аспектом: четыре части «Жизни Клима Самгина» писались на протяжении более чем десяти лет. Эго были годы «геологических сдвигов» в жизни страны, получившие свое отраже ние в сознании великого писателя и, сле довательно, как-то сказавшиеся в его за ключительном повествовании. Между тем, авторы исследований о «Самгине» до сих пор рассматривают горьковскую эпопею суммарно, также суммарно видит ее и П. Строков. Внимательное изучение идейно - художественной ткани книги Горького по частям, как это делают, на пример, изучая «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, или «Поднятую целину» Шолохова, может дать весьма интерес ные результаты, обнаружить характер ные стилевые изменения. Книга П. Строкова охватила очень многое в эпопее Горького. Но нельзя ис черпать море, и «Жизнь Клима Самги на» по-прежнему остается благородней шим материалом для исследователя, к ней будут и впредь обращаться литера туроведы, чтобы открывать все новые художественные сокровища, способные обогатить духовный мир читателя и ар сенал художественных средств писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2