Сибирские огни, 1963, № 12

Власов, в сцене из «Самгина» — печ­ ник Кубасов. Однако автор не замечает глубокой и принципиальной разницы сближаемых эпизодов. Первомайская де­ монстрация дается Горьким в высокой патетико-романтической интонации, это одно из высших проявлений силы рабо­ чего класса, его политической сознатель­ ности. В эпизоде крестьянского бунта звучит иная интонация — писатель ви­ дит слабость бунта, разобщенность му­ жиков; есть что-то горько-ироническое, неестественное и обидное в том, что це­ лая деревня «от мала до велика» взялась за одну веревку, чтобы сорвать всего-на­ всего замок с казенного хлебного мага­ зина. «Приложение руки всего мира» нужно для того, чтобы никому в отдель­ ности не отвечать перед властями. И ес­ ли в завершении клина в романе «Магь» является величавая фигура молодого ра­ бочего с красным знаменем, то в эпизоде бунта на острие клина «завертелся, точ­ но ввертываясь в дверь, красненький мужичок». Без раскрытия этой разницы сближение двух эпизодов кажется внеш­ ним, не обнажающим существо каждого из них. Иногда допускаются упрощения. Излишне прямолинейным и недостаточ­ но убедительным выглядит, например, объяснение того, что в композиции эпо­ пеи многие герои — буржуазные интел­ лигенты не встречаются друг с другом и судьбы их развиваются параллельно, ни­ когда не пересекаясь. По мнению автора, такое композиционное решение подчер­ кивает индивидуализм этих героев. В га­ ком случае чем объяснить, что главный герой книги — индивидуалист до мозга костей — Самгин — изображается в ши­ роком общении с десятками других пер­ сонажей? Может быть, для его характе­ ристики была бы уместнее композиция типа робинзонады? В действительности рассматриваемая особенность компози­ ции связана с жанровым своеобрази ем романа — исторической хроники. Внимательно и подробно анализируя «речевой язык» персонажей романа, ис­ следователь почему-то не остановился на такой характерной черте языка, как афористичность. Сам Горький в шутку называл свою книгу «Депо афориз­ мов...», в процессе работы над эпопеей он выразил опасение: «Боюсь перегру­ зить книгу... афоризмом...» И все же продолжал насыщать диалоги образными изречениями. Может быть, автору следовало поду­ мать и над таким, на наш взгляд, весьма заманчивым аспектом: четыре части «Жизни Клима Самгина» писались на протяжении более чем десяти лет. Эго были годы «геологических сдвигов» в жизни страны, получившие свое отраже­ ние в сознании великого писателя и, сле­ довательно, как-то сказавшиеся в его за­ ключительном повествовании. Между тем, авторы исследований о «Самгине» до сих пор рассматривают горьковскую эпопею суммарно, также суммарно видит ее и П. Строков. Внимательное изучение идейно - художественной ткани книги Горького по частям, как это делают, на­ пример, изучая «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, или «Поднятую целину» Шолохова, может дать весьма интерес­ ные результаты, обнаружить характер­ ные стилевые изменения. Книга П. Строкова охватила очень многое в эпопее Горького. Но нельзя ис­ черпать море, и «Жизнь Клима Самги­ на» по-прежнему остается благородней­ шим материалом для исследователя, к ней будут и впредь обращаться литера­ туроведы, чтобы открывать все новые художественные сокровища, способные обогатить духовный мир читателя и ар­ сенал художественных средств писателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2