Сибирские огни, 1963, № 12
в высоте того «интеллектуального плос когорья», каким является для Горького научный социализм и в идеальном соче тании художника с историком и мыслите лем. Основной конфликт романа-эпопеи раскрывается как главный конфликт эпо хи: непримиримое столкновение между господствующими классами и массами трудового народа, поднявшимися на ос вободительную борьбу под руководством ленинской партии. Народ — главный по ложительный герой эпопеи. Посвятив анализу образов рабочих, крестьян, на родной массы, образов большевиков от дельную главу, автор приходит к выво ду: «Традиция Горького состоит в том, чтобы реалистически воплощать цель ные, ясные, последовательные в своих устремлениях натуры, которыми так бо гата и становится все богаче наша зем ля». Детально прослеживая путь Клима Самгина, критик раскрывает его полити ческую эволюцию от демонстративной беспартийности и скрытой партийности, к позиции «беспартийного кадета». Смысл центрального отрицательного ге роя исследователь видит в том, что Сам- гин воплотил в себе «не только характер ные черты человека буржуазного обще ства, но и черты, свойственные «вер хам» общества всех исторически прой денных формаций». Автор указывает на страшную суть самгинщины — «злую, всепроницаемую пыль» растленного бур жуазного сознания, способную проникать в головы отдельных, наименее устойчи вых людей нового мира. В борьбе с опас ностью этого проникновения критик ви дит одну из важных сторон «социаль ной педагогики» горьковского романа- эпопеи. Верную позицию занял исследо ватель в объяснении одного кажущегося противоречия: центральным героем и свидетелем всего изображенного в эпо пее выступает «интеллигент средней стоимости», «пустая душа» Клим Сам- гин; однако это произведение Горького смотрится как художественно правдивая картина жизни страны в течение сорока предоктябрьских лет. Исследователь раз вернул широкую, проходящую через всю книгу, систему доказательств, убеди тельно опровергающих в свое время рас пространенный тезис о том, что «вся действительность передана сквозь дым чатые самгинские очки», и показал, ка кие тончайшие, ювелирные приемы ис пользует художник, чтобы корректиро вать зрение своего ущербного героя и дать читателю правдивую картину жиз ни. Конечно, тезис, отстаиваемый крити ком, не нов, но в книге привлекает не обычайная полнота аргументации, , ее свежесть. Книга П. Строкова импонирует своей сосредоточенностью на художественном методе писателя и на его мастерстве. Идейно-тематическое богатство романа рассматривается автором исследования не изолированно, а в органическом един стве с жанром, сюжетом, композицией, принципами построения характеров, со всем многообразием художественных приемов и средств изображения. П. Стро ков проявляет постоянное внимание к ху дожественному инструментарию автора эпопеи, обнаруживая завидное эстетиче ское чутье и вкус. В книге нет специаль ной главы о языке, но ее отсутствие чи татель не воспринимает как недостаток, так как рассмотрение пейзажного, порт ретного мастерства, мастерства в изобра жении характеров сопровождается при стальным интересом исследователя к языку — речевому и повествовательно му, как гибкому и универсальному сред ству великого художника в его работе над образом. Достоинство книги П. Строкова в том, что она помогает читателю разобраться в сложном и мудром содержании изучае мой вещи. Искусность анализа и зор кость эстетического Зрения автора от крывают читателю на каждом шагу та кие богатства мысли и художественных красок, которые могли бы остаться неза меченными или непонятными. Создавая первое монографическое ис следование о «Жизни Клима Самгина», исследователь не мог, разумеется, избе жать отдельных трудностей. В «Климе Самгине» Горький подчеркнуто продол жил классическую традицию русской и мировой литературы. Он видел свою за дачу в том, чтобы завершить определен ный тип героя, находившегося в центре многих классических романов XIX века. Читателю хочется узнать о характере ре шений этой задачи в эпопее. Но автор монографии скуп на историко-литера турные сопоставления, так выгодно вы деляющие труды его старших коллег по изучению М. Горького — Б. В. Михай ловского, Б. Бялика, Ю. Юзовского. Во прос о месте эпопеи Горького в истории русской и мировой литературы, о месте Клима Самгина в портретной галерее мо лодых людей литературы прошлого ре шен пока декларативно и подлежит кон кретному изучению. Относительно редко наблюдает автор преемственные связи между последней книгой Горького и его предшествующим творчеством. Обычно сопоставление де лается там, где это достаточно резко под сказано самим материалом (например, эпизоды кровавого воскресенья в эпопее и очерк «9-е января»). В отдельных же случаях сопоставле ние и сближение эпизодов и деталей из разных произведений производится авто ром без достаточного глубокого основа ния. Необоснованно выглядит аналогия между сценой крестьянского бунта в селе Тарасовка из «Жизни Клима Самгина» и эпизодом первомайской демонстрации в романе «Мать». Поводом для такой ассо циации служит тот факт, что и тут и там толпа имеет «форму клина», острием ко торого выступает в «Матери» Павел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2