Сибирские огни, 1963, № 12

в высоте того «интеллектуального плос­ когорья», каким является для Горького научный социализм и в идеальном соче­ тании художника с историком и мыслите­ лем. Основной конфликт романа-эпопеи раскрывается как главный конфликт эпо­ хи: непримиримое столкновение между господствующими классами и массами трудового народа, поднявшимися на ос­ вободительную борьбу под руководством ленинской партии. Народ — главный по­ ложительный герой эпопеи. Посвятив анализу образов рабочих, крестьян, на­ родной массы, образов большевиков от­ дельную главу, автор приходит к выво­ ду: «Традиция Горького состоит в том, чтобы реалистически воплощать цель­ ные, ясные, последовательные в своих устремлениях натуры, которыми так бо­ гата и становится все богаче наша зем­ ля». Детально прослеживая путь Клима Самгина, критик раскрывает его полити­ ческую эволюцию от демонстративной беспартийности и скрытой партийности, к позиции «беспартийного кадета». Смысл центрального отрицательного ге­ роя исследователь видит в том, что Сам- гин воплотил в себе «не только характер­ ные черты человека буржуазного обще­ ства, но и черты, свойственные «вер­ хам» общества всех исторически прой­ денных формаций». Автор указывает на страшную суть самгинщины — «злую, всепроницаемую пыль» растленного бур­ жуазного сознания, способную проникать в головы отдельных, наименее устойчи­ вых людей нового мира. В борьбе с опас­ ностью этого проникновения критик ви­ дит одну из важных сторон «социаль­ ной педагогики» горьковского романа- эпопеи. Верную позицию занял исследо­ ватель в объяснении одного кажущегося противоречия: центральным героем и свидетелем всего изображенного в эпо­ пее выступает «интеллигент средней стоимости», «пустая душа» Клим Сам- гин; однако это произведение Горького смотрится как художественно правдивая картина жизни страны в течение сорока предоктябрьских лет. Исследователь раз­ вернул широкую, проходящую через всю книгу, систему доказательств, убеди­ тельно опровергающих в свое время рас­ пространенный тезис о том, что «вся действительность передана сквозь дым­ чатые самгинские очки», и показал, ка­ кие тончайшие, ювелирные приемы ис­ пользует художник, чтобы корректиро­ вать зрение своего ущербного героя и дать читателю правдивую картину жиз­ ни. Конечно, тезис, отстаиваемый крити­ ком, не нов, но в книге привлекает не­ обычайная полнота аргументации, , ее свежесть. Книга П. Строкова импонирует своей сосредоточенностью на художественном методе писателя и на его мастерстве. Идейно-тематическое богатство романа рассматривается автором исследования не изолированно, а в органическом един­ стве с жанром, сюжетом, композицией, принципами построения характеров, со всем многообразием художественных приемов и средств изображения. П. Стро­ ков проявляет постоянное внимание к ху­ дожественному инструментарию автора эпопеи, обнаруживая завидное эстетиче­ ское чутье и вкус. В книге нет специаль­ ной главы о языке, но ее отсутствие чи­ татель не воспринимает как недостаток, так как рассмотрение пейзажного, порт­ ретного мастерства, мастерства в изобра­ жении характеров сопровождается при­ стальным интересом исследователя к языку — речевому и повествовательно­ му, как гибкому и универсальному сред­ ству великого художника в его работе над образом. Достоинство книги П. Строкова в том, что она помогает читателю разобраться в сложном и мудром содержании изучае­ мой вещи. Искусность анализа и зор­ кость эстетического Зрения автора от­ крывают читателю на каждом шагу та­ кие богатства мысли и художественных красок, которые могли бы остаться неза­ меченными или непонятными. Создавая первое монографическое ис­ следование о «Жизни Клима Самгина», исследователь не мог, разумеется, избе­ жать отдельных трудностей. В «Климе Самгине» Горький подчеркнуто продол­ жил классическую традицию русской и мировой литературы. Он видел свою за­ дачу в том, чтобы завершить определен­ ный тип героя, находившегося в центре многих классических романов XIX века. Читателю хочется узнать о характере ре­ шений этой задачи в эпопее. Но автор монографии скуп на историко-литера­ турные сопоставления, так выгодно вы­ деляющие труды его старших коллег по изучению М. Горького — Б. В. Михай­ ловского, Б. Бялика, Ю. Юзовского. Во­ прос о месте эпопеи Горького в истории русской и мировой литературы, о месте Клима Самгина в портретной галерее мо­ лодых людей литературы прошлого ре­ шен пока декларативно и подлежит кон­ кретному изучению. Относительно редко наблюдает автор преемственные связи между последней книгой Горького и его предшествующим творчеством. Обычно сопоставление де­ лается там, где это достаточно резко под­ сказано самим материалом (например, эпизоды кровавого воскресенья в эпопее и очерк «9-е января»). В отдельных же случаях сопоставле­ ние и сближение эпизодов и деталей из разных произведений производится авто­ ром без достаточного глубокого основа­ ния. Необоснованно выглядит аналогия между сценой крестьянского бунта в селе Тарасовка из «Жизни Клима Самгина» и эпизодом первомайской демонстрации в романе «Мать». Поводом для такой ассо­ циации служит тот факт, что и тут и там толпа имеет «форму клина», острием ко­ торого выступает в «Матери» Павел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2