Сибирские огни, 1963, № 12
ки, как робкий ученик жаждет прочитать Володе свою новую работу, но не смеет. Наконец, этот «унылый старик» (а ему нет и пятидесяти!) решается, читает. Уче ный гость в это время пил чай с варень ем и рассеянно произнес: «М-м... Это ин тересно. Неплохая статья». А Андрей Иванович потом подумал, что гость, быть может, и прав: ничего особенного он не открыл. «Работа есть работа, и никто не Галилей». Володя же «унылому стари ку» предпочитает общество «нормально го человека» Капралова, занятого вино- варением. В заключение «унылый ста рик» уже совсем считает себя неправым, корит себя за то, что он прочитал Володе действительно неинтересную статью и не показал ему великолепный экземпляр кустарника, усеянного галлами, который тот «почему-то не заметил». Во времена Чехова фигура Андрея Ивановича была бы вполне понятной, сейчас же трудно понять, почему так смирен этот человек, почему впадает он в такой транс покор ности и чинопочитания? Откуда, нако нец, у него такая старческая немощь? На эти вопросы рассказ не дает ответа. Первая книга Ильи Крупника неодно родна, но лучшие его рассказы своеоб разны, глубоки по содержанию, инте ресны, а главное — правдивы. Еф . Б е л е н ь к и й Б ГЛУБЬ НЕИСЧЕРПАЕМОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ Г|ет пятнадцать назад появление * * первых «полнометражных» моно графий о творчестве советских писате лей — А. Н. Толстого, М. Шолохова — было событием. Теперь нет, пожалуй, ни одного крупного писателя, которому не было бы посвящено монографическое ис следование. Литературоведение пошло дальше, оно сделало предметом специ ального изучения отдельные наиболее значительные произведения советской литературы, от поэмы «Двенадцать», по явившейся на заре новой поэзии, до поэ мы «За далью — даль»—жемчужины по эзии наших дней, от первого романа со циалистического реализма «Мать» до «Поднятой целины» — крупнейшего ро мана последнего времени. Однако долго не было монографии о самой большой книге классика социалистической лите ратуры М. Горького «Жизнь Клима Сам- гина». Написано о «прощальном» рома не Горького много, добрый десяток дис сертаций защищен на материале горь ковской эпопеи, сказано немало интерес ного и умного. И все' же обобщающей работы не было. Книга П. Строкова «Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина»1 — первая — и, скажем сра зу, удачная попытка фундаментального исследования шедевра литературы после октябрьской эпохи. Необходимость такой книги ощуща лась давно. «Жизнь Клима Самгина» •— самая «трудная» из горьковских книг, самая сложная, интеллектуально-фило софская. Она требует от читателя высо кой культуры. Еще А. В. Луначарский заметил по этому поводу: «Культура здесь совершенно потрясающая. Некото рые говорят, что благодаря этому труд но следить за теми, кого Горький изо бразил, трудно о них судить, и не зна ешь, как их оценить». Выход из положе ния Луначарский предлагал такой: «Что ж, пусть каждый оценивает на столько, насколько может. Один человек черпает наперстком, другой черпает вед ром, но нельзя сказать, что море от это го должно стать лужей, потому что вы ничем, кроме ведра, не можете черпать». Разумеется, долг советского литерату роведения помочь читателю почерпнуть из «необъятного моря» как можно боль ше. Непревзойденная по силе анализа и яркости изложения статья самого Луна чарского с предельно кратким названи ем «Самгин» (1932 г.) была первым на дежным компасом в путешествии по страницам эпопеи, хорошо служившим не только широкому читателю, но и уче- ным-исследователям. Но статья эта, от носительно небольшая по размерам и написанная еще до опубликования пос ледней, 4-й, части романа, естественно далеко не исчерпывает его содержания и формы. Трудность овладения горьковским по вествованием связана не только с его «культурностью», но и со спецификой художественного метода эпопеи, который получил определение, как метод подчерк нутого объективизма. Горький, страстно ненавидя и любя, старательно маскиру ет свои симпатии и антипатии, заставляя читателя делать самостоятельные наблю дения и выводы. Ценность книги П. Стро кова в том, что она помогает читателю разобраться в сложной системе образов эпопеи. Автор убедительно обнажает партийный пафос книги, силу ее обличи тельной страсти, там, где изображается жизнь буржуазных индивидуалистов и декадентов с их «системами фраз», «па радами парадоксов», «мелкими мысля ми» и «пустыми душами», и силу любви там, где создается образ народа — глав ного субъекта истории. Безупречно ясны методологические позиции книги. Силу эпопеи автор видит 1 П. С т р о к о в . Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М. «Сов. писатель», 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2