Сибирские огни, 1963, № 12

конечно, оборванный, заросший «медной грязной щетиной», но с рюкзаком. Зачем рассказывает Илья Крупник эту, по-видимому, вполне тривиальную историю с благополучным концом? За­ тем, чтобы поставить перед читателем сложные нравственные вопросы, пока­ зать растлевающую силу эгоизма в на­ ших условиях жизни1. Из обычной, мо­ жет быть, действительно тривиальной истории писатель, обладающий знанием людей и талантом, может «выжать» большой смысл. Итак, идут по тайге трое. Начальник отряда Нетапов, по мнению двух других, «из настоящих людей». Он знает дело, решителен и в данный момент идет впе­ реди, прокладывая путь отряду. Но чем далее мы вчитываемся в рассказ «Топь», тем более настораживает нас поведение Нетапова. Он ведет людей прямо через болото, не будучи уверенным, что здесь можно пробиться, а люди, идущие за ним, и не подозревают, что их жизнью так слепо рискуют. Затем выясняется, что его власть над подчиненными деспо­ тична: студента Виктора, направленного на практику, он использует только как кашевара, а кроткого Мишу заставляет работать за двоих. «Начальству виднее, кто способен лишь на кашу», — думает поначалу Миша. Неопытность Виктора оборачивается в глазах Нетапова смерт­ ным грехом. Он ставит на нем крест, не задумываясь о последствиях. Нетапов «точен и упрям». Виктор совершил ошибку, следовательно, он сам должен ее исправить, и не важно, что исправляя ее, он идет почти на верную смерть. Не­ тапов приказал, но «забыл» дать ему продуктов, компас, карту. Оставшись один на один с ночной тай­ гой — пройти надо было километров пятьдесят, — Виктор понимает, стра­ дая от отчаяния и унижения, что «его бросили, как щенка в воду». А между тем «настоящий человек», «работник и хозяин тайги» продолжает линять. Топь оказалась опасной, лошадь обессилела, не могла идти дальше. «Нетапов, как че­ ловека, ударил лошадь кулаком между глаз. Лицо его перекосило. Он притянул вплотную мокрые губы коня и с размаху бил по зубам. Потом вырвал из воды черный тяжелый сук и обрушил его на Бушмена... И конь закричал». Это про­ явление низости и садизма приводит да­ же мирного свидетеля Мишу к бунту, и он отказывается идти дальше, он требует ждать Виктора. Они остановились, подо­ ждали, стали подавать Виктору сигналы. И вот совершилось чудо: Виктор возвра­ тился. Но это был уже не прежний «ро­ мантик леса», неопытный и мягкий, «как глина — лепи из него чего хочешь». Виктор надломлен и ожесточен, он не выдержал тяжести бесчеловечности. ' Илья К р у п н и к . Снежный заряд. Расска­ зы. М., «Советский писатель», 1962. «Студент сидел неподвижно и тяжело, будто хозяин костра и болота, и этих кустов». Он стал очень походить на сво­ его антипода Нетапова, который по виду был «совсем, как настоящие люди, не от­ личишь». «Глина застыла жесткой урод­ ливой гримасой». Виктор не погиб, но все же убийство совершилось, духовное убийство, худшее из всех известных пре­ ступлений. Рассказ И. Крупника — это суд над человеком, совершившим преступление против человечности. События освеща­ ются в нем то с точки зрения виновника — Нетапова, то жертвы — Виктора, то очевидца и пассивного свидетеля — ра­ диста Миши. Анализ душевного состоя­ ния перебивается самоанализом, и тем самым достигается широта взгляда на все происходящее. Нещадному осужде­ нию бесчеловечности, равнодушия к лю­ дям, эгоизма посвящен и другой отлично написанный рассказ — «Снежный за­ ряд». Капитан Теплов, удачливый промысло­ вик, «самый фартовый моряк в Гослове» проходит мимо гибнущего рыболовного тральщика не потому, что он не смог бы помочь, а потому что это ему невыгодно. Вся команда тральщика погибает, каж­ дый из них принимает смерть достойно, все мелкое и наносное отступает перед силою духа советского человека. Тем острее воспринимается подлость и ни­ зость тепловых, готовых на риск только из соображений личной выгоды. ^Лако­ низм деталей, рельефность в изображе­ нии действующих лиц, динамичность — существенные особенности рассказов И. Крупника. В них главное внимание уделяется не прямому описанию собы­ тий, а их отражению в душе человека. Все это относится к таким точно и емко написанным рассказам, как «Топь», «Снежный заряд», «Пальтяев», состав­ ляющим большую часть книги. В некото­ рых других произведениях сборника ос­ новная мысль не столь ясна, она, очевид­ но, ускользает и от самого автора, пото­ му и рассказы не производят того же впечатления. Далеко в сопках расположена научная сельскохозяйственная станция. На самой высокой сопке живут астрономы, и это место называется «Службой солнца». Выведена эта «служба» для того, чтобы быть фоном, на котором ничего сущест­ венного и не происходит. Приезжает сю­ да в командировку из Ленинграда моло­ дой ботаник, кандидат наук Володя, весьма узкий специалист по «галлам» (наростам). Больше всего он ценит в та­ ких командировках «здоровый воздух и экзотику» и «чтоб было о чем потолко­ вать». А ботаник Андрей Иванович, человек много лет работающий с лекарственными растениями, выведший четыре препара­ та, которыми спасли от смерти тысячи людей, как бедный родственник от нау

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2