Сибирские огни, 1963, № 12
конечно, оборванный, заросший «медной грязной щетиной», но с рюкзаком. Зачем рассказывает Илья Крупник эту, по-видимому, вполне тривиальную историю с благополучным концом? За тем, чтобы поставить перед читателем сложные нравственные вопросы, пока зать растлевающую силу эгоизма в на ших условиях жизни1. Из обычной, мо жет быть, действительно тривиальной истории писатель, обладающий знанием людей и талантом, может «выжать» большой смысл. Итак, идут по тайге трое. Начальник отряда Нетапов, по мнению двух других, «из настоящих людей». Он знает дело, решителен и в данный момент идет впе реди, прокладывая путь отряду. Но чем далее мы вчитываемся в рассказ «Топь», тем более настораживает нас поведение Нетапова. Он ведет людей прямо через болото, не будучи уверенным, что здесь можно пробиться, а люди, идущие за ним, и не подозревают, что их жизнью так слепо рискуют. Затем выясняется, что его власть над подчиненными деспо тична: студента Виктора, направленного на практику, он использует только как кашевара, а кроткого Мишу заставляет работать за двоих. «Начальству виднее, кто способен лишь на кашу», — думает поначалу Миша. Неопытность Виктора оборачивается в глазах Нетапова смерт ным грехом. Он ставит на нем крест, не задумываясь о последствиях. Нетапов «точен и упрям». Виктор совершил ошибку, следовательно, он сам должен ее исправить, и не важно, что исправляя ее, он идет почти на верную смерть. Не тапов приказал, но «забыл» дать ему продуктов, компас, карту. Оставшись один на один с ночной тай гой — пройти надо было километров пятьдесят, — Виктор понимает, стра дая от отчаяния и унижения, что «его бросили, как щенка в воду». А между тем «настоящий человек», «работник и хозяин тайги» продолжает линять. Топь оказалась опасной, лошадь обессилела, не могла идти дальше. «Нетапов, как че ловека, ударил лошадь кулаком между глаз. Лицо его перекосило. Он притянул вплотную мокрые губы коня и с размаху бил по зубам. Потом вырвал из воды черный тяжелый сук и обрушил его на Бушмена... И конь закричал». Это про явление низости и садизма приводит да же мирного свидетеля Мишу к бунту, и он отказывается идти дальше, он требует ждать Виктора. Они остановились, подо ждали, стали подавать Виктору сигналы. И вот совершилось чудо: Виктор возвра тился. Но это был уже не прежний «ро мантик леса», неопытный и мягкий, «как глина — лепи из него чего хочешь». Виктор надломлен и ожесточен, он не выдержал тяжести бесчеловечности. ' Илья К р у п н и к . Снежный заряд. Расска зы. М., «Советский писатель», 1962. «Студент сидел неподвижно и тяжело, будто хозяин костра и болота, и этих кустов». Он стал очень походить на сво его антипода Нетапова, который по виду был «совсем, как настоящие люди, не от личишь». «Глина застыла жесткой урод ливой гримасой». Виктор не погиб, но все же убийство совершилось, духовное убийство, худшее из всех известных пре ступлений. Рассказ И. Крупника — это суд над человеком, совершившим преступление против человечности. События освеща ются в нем то с точки зрения виновника — Нетапова, то жертвы — Виктора, то очевидца и пассивного свидетеля — ра диста Миши. Анализ душевного состоя ния перебивается самоанализом, и тем самым достигается широта взгляда на все происходящее. Нещадному осужде нию бесчеловечности, равнодушия к лю дям, эгоизма посвящен и другой отлично написанный рассказ — «Снежный за ряд». Капитан Теплов, удачливый промысло вик, «самый фартовый моряк в Гослове» проходит мимо гибнущего рыболовного тральщика не потому, что он не смог бы помочь, а потому что это ему невыгодно. Вся команда тральщика погибает, каж дый из них принимает смерть достойно, все мелкое и наносное отступает перед силою духа советского человека. Тем острее воспринимается подлость и ни зость тепловых, готовых на риск только из соображений личной выгоды. ^Лако низм деталей, рельефность в изображе нии действующих лиц, динамичность — существенные особенности рассказов И. Крупника. В них главное внимание уделяется не прямому описанию собы тий, а их отражению в душе человека. Все это относится к таким точно и емко написанным рассказам, как «Топь», «Снежный заряд», «Пальтяев», состав ляющим большую часть книги. В некото рых других произведениях сборника ос новная мысль не столь ясна, она, очевид но, ускользает и от самого автора, пото му и рассказы не производят того же впечатления. Далеко в сопках расположена научная сельскохозяйственная станция. На самой высокой сопке живут астрономы, и это место называется «Службой солнца». Выведена эта «служба» для того, чтобы быть фоном, на котором ничего сущест венного и не происходит. Приезжает сю да в командировку из Ленинграда моло дой ботаник, кандидат наук Володя, весьма узкий специалист по «галлам» (наростам). Больше всего он ценит в та ких командировках «здоровый воздух и экзотику» и «чтоб было о чем потолко вать». А ботаник Андрей Иванович, человек много лет работающий с лекарственными растениями, выведший четыре препара та, которыми спасли от смерти тысячи людей, как бедный родственник от нау
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2