Сибирские огни, 1963, № 12
нал газета. Она будет занимать нас те перь многие часы ежедневно». В дневнике Доры Венчер немало мес та занимают размышления по вопросам литературы и искусства. Ее волнуют проблемы художественного мастерства, социалистического реализма, националь ной культуры. Она снова и снова изучает труды Маркса, Энгельса, Ленина, твор чество Гомера, Данте, Шекспира и рус ских писателей. Глубокие раздумья вы зывают у писательницы произведения Горького. «Да, не стоит писать и трех строк, ес ли не писать правды. А писать правду— значит писать о противоречиях, даже ес ли они кажутся совершенно несовмести мыми, именно из этого вытекает правда жизни... Как говорит с Горьким о писа тельстве черт?.. Что-то вроде: если ты не любишь людей, ты не писатель. А любишь ли ты людей? Так ли это про сто?.. В рассказах Горького о девках и убий цах, которые я когда-то — правда, в ужасных переводах — находила отвра тительными — какая теплота рядом с ле дяным холодом, какая нежность, наряду с поистине страшной жестокостью, ка кая несокрушимая правда! И главное: какая непоколебимая любовь, даже к ис порченному, запущенному, искалеченно му человеку. Переделайте этот ужасный мир! Переделайте его! — кричит каждая строка этого спокойного и делового по вествования. Без Маркса, когда у меня еще не было глаз, я не видела этого глубочайшего со держания. Я ничего не понимала». Новый социалистический строй поро дил совершенно новых людей. В них примечательно, между прочим, и новое отношение к искусству. Оно производит на Дору Венчер незабываемое впечатле ние. «Я вспоминаю бюст Пушкина огром ной величины, который один московский скульптор вылепил из снега в Сокольни ках. Вначале он мне не очень понравил ся; хотя пластически он был хороший и похожий, но снег как материал был не приятен. Взошло солнце, туго сбитый снег превратился в голубовато-серый лед. и голова Пушкина чудесно ожила. Несколько дней подряд она становилась все лучше и лучше, поскольку сокраща лись ее размеры, глаза блестели, как одушевленные. Освещенный солнцем лед придавал ей больше жизни, чем мрамор. Прежде чем форма начала портиться, мы распрощались с этим чудесным про изведением; было бы ужасно видеть, как оно растаяло бы и обезобразилось. Московские скульпторы создали в ту зиму и другие статуи изо льда между соснами и лиственницами. Мне запом нился народный герой Минин на коне с длинной гривой, которого можно было видеть из трамвая. И это было замеча тельное произведение пластики. Имена скульпторов нигде не были записаны. Их прекрасные работы продержались около двух недель. Какое расточительст во, не правда ли? Какое напряжение — создавать скульптуры выше человече ского роста, чтобы они растаяли! И к то му же безвозмездно. Из любви к Мини ну и Пушкину. Таковы русские люди, господа фашисты! У таких людей нельзя выиграть войну». Чуткая, внимательная ко всему окру жающему, Дора Венчер не остается рав нодушной и к сибирской природе. Пти цы, снегопады, ледоход на Верди, утрен ние зори, ночное небо, — все это зари совано в дневнике скупо, зримо, ли рично. «Сегодня была луна. Тогда в большом 'зале, в котором мы одетые лежали на койках, женщины, мужчины и дети, я не могла заснуть из-за звездного света. Эти звезды как будто сорвались со своих по стоянных, привычных для нас,, немцев, мест, странно близкие и необычайно большие. Тогда мы пережили это впер вые: темно-синее небо необозримой высо ты над очень низкими и над очень высо кими крышами города, над голубым сне гом, который покрывал землю на целый метр, над перламутровыми ледяными холмами в пустом дворе большого дома. Чарующая красота этого «чужого» ми ра, спокойная и мужественная предан ность в бледных лицах спящих; сознание всеобщей беды, которое не покидало тог да людей ни на минуту и перед которой все личное было ничтожно». По изобразительной силе, идейной и художественной убедительности и стра стной партийности «Лесосплав Искитим» —. один из своеобразных человеческих документов эпохи Великой Отечествен ной войны. Б. Т а т а р и н ц е в ПРАВДИВЫЕ РАССКАЗЫ Г 1о тайге идет поисковый отряд, со- * * стоящий из трех человек: началь ника Нетапова, студента-практиканта Виктора и радиста Миши. Отряд этот уже возвращается из экспедиции. Вдруг оказывается, что на месте предыдущей ночевки по вине Виктора оставлен рюк зак с образцами — итог работы целого месяца. Нетапов приказывает Виктору немедленно возвратиться и принести эти образцы. Виктор повинуется. Забрав рюкзак, он спешит добраться до отряда, но теряет дорогу. Три дня он бродит по тайге и выходит, наконец, к цели... Да,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2