Сибирские огни, 1963, № 12

торой помещены рефераты более 13000 книг, статей и заметок, начиная с отче­ тов об экспедициях Гмелина и Палласа конца XVIII века и кончая 1940 годом. Это — подлинная историография геоло­ гических работ в Сибири Сам Владимир Афанасьевич так оценивал эту работу: «Подобного справочника не имеет ни од­ на страна. Сибирь будет первой в этом отношении» Широкий размах исследований, выда­ ющаяся эрудиция, в сочетании с личны­ ми качествами (благожелательность, до­ ступность, готовность делиться своими знаниями) привлекали к Владимиру Афа­ насьевичу многочисленных учеников и последователей. Все это в сочетании с педагогической деятельностью в Томском технологическом (ныне — политехниче­ ском) институте позволило В. А. Обруче­ ву создать и возглавить сибирскую шко­ лу геологов, пользующуюся широкой и заслуженной известностью. Недавно ака­ демик Д. В. Наливкин («Геология СССР », 1962 г., стр. 15) так писал об этой школе: «По геологии Сибири исклю­ чительное значение имеют многочислен­ ные работы и экспедиции В. А. Обруче­ ва. Им и его ближайшим учеником М. А. Усовым создана в Томске сибирская школа геологов, занявшая первое место в изучении геологии и полезных ископа­ емых Западной Сибири». Мировой известностью пользуются не только геологические, но и географиче­ ские исследования В. А. Обручева во внутренних областях Азии и в погранич­ ной Джунгарии. В 1892— 1894 гг. с экс­ педицией Г. Н. Потанина он совершил путешествие в труднодоступные, в то время малоизвестные области Монголии и Китая, выполнив свыше 14000 кило­ метров маршрутной геологической съем­ ки, из которых 5765 километров относят­ ся к районам, ранее совершенно не осве­ щенным в европейской литературе. По материалам этой экспедиции Владимир Афанасьевич написал большое количест­ во географических и геологических ра­ бот, включая двухтомник «Центральная Азия, Северный Китай и Наньшань». За эти работы В. А. Обручев получил пре­ мию Пржевальского от русского геогра­ фического общества и премию Чихачева (дважды) от Парижской академии наук. Столь же плодотворны были и трехлет­ ние географические и геологические ис­ следования Владимира Афанасьевича в Джунгарии (1905— 1906 и 1909 гг.). Для В. А. Обручева, как ученого, чре­ звычайно характерно стремление пере­ дать широким кругам, народу свои зна­ ния, достижения науки. Популяризатор­ ская деятельность Владимира Афанасье­ вича многообразна. К ней относятся и на­ учно-популярные сочинения — такие, как «По горам и пустыням Средней Азии», «От Кяхты до Кульджи», выдер­ жавшие несколько изданий, «Основы ге­ ологии» и научно-фантастические рома­ ны — «Плутония» и «Земля Саннико- ва», а также многочисленные статьи в газетах и журналах, особенно — моло­ дежных. К ним примыкают и литератур- но-художественные произведения, уже без элементов научной фантастики: «Зо­ лотоискатели в пустыне», «В дебрях Центральной Азии», «Рудник Убогий». В них Обручев широко использовал лич­ ный опыт, знание быта и условий труда изыскателей, путешественников, рабо­ чих, старателей. Не поддается учету ко­ личество читателей, у которых Владимир Афанасьевич этими произведениями про­ будил интерес к геологии, к путешестви­ ям и научной деятельности. Свойственная каждому большому уче­ ному потребность общения с молодежью, желание передать свои знания ученикам закономерно привели В. А. Обручева к педагогической деятельности, которая также началась в Сибири. В 1901 году Владимир Афанасьевич принял предло­ жение возглавить кафедру геологии в только что открытом Томском технологи­ ческом институте. Но по приезде в Томск Обручев взял на себя гораздо более ши­ рокие обязанности по организации гор­ ного факультета — первой в Сибири школы, призванной готовить инженерные кадры соответствующего профиля. Этот факультет был организован Владимиром Афанасьевичем в составе четырех специ­ альностей: геологической, рудничной (эксплуатационной), маркшейдерской и металлургической. С момента организа­ ции до 1908 г. В. А. Обручев был дека­ ном этого факультета. Энергии и органи­ заторскому таланту Владимира Афанась­ евича, а также привлеченных им круп­ ных специалистов Сибирь обязана тем. что в кратчайший срок в Томске был соз­ дан горный факультет широкого профи­ ля, сразу же занявший равное место в ряду аналогичных факультетов научных центров России. Личная педагогическая деятельность Владимира Афанасьевича была многооб­ разна. Он читал лекции по курсам общей и полевой геологии, по петрографии и полезным ископаемым, руководил прак­ тическими (в частности, полевыми) рабо­ тами студентов, дипломным проектирова­ нием. В. А. Обручев был блестящим лек­ тором, и на его лекции по геологии при­ ходили студенты не только других спе­ циальностей, но и других факультетов. И вот эта кипучая, плодотворная дея­ тельность Обручева в Томском техноло­ гическом институте была насильственно прервана: в 1912 году он за прогрессив­ ные политические убеждения был уволен из института и фактически отстранен от педагогической работы, к которой смог вернуться только после революции. Конфликт между передовым ученым и чиновниками царского министерства про­ свещения не был случайным. Среди старших родственников Влади­ мира Афанасьевича были лица, участвс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2