Сибирские огни, 1963, № 12
природе человек предъявляет жесткие требования. Через весь роман проходит мысль о необходимости тонкого ощущения приро ды такой, какова она есть, о необходимо сти предвидеть все последствия нашего вмешательства в ее непрерывное творче ство, то есть необходимости «предчувст вовать будущее». Это очень острое «предчувствие будущего», необходимо рождающееся из отношений к природе социалистического общества и составля ющее душу залыгинского романа, горячо сформулировано Рязанцевым, а художе ственно выражено образами Онежки Ко- ренковой, Андрея Вершинина, Михаила Лопарева и некоторыми другими героя ми, находящимися на периферии романа. По общему признанию критики, Онеж- ка самый обаятельный образ «Троп Ал тая». И не только обаятельный, подчерк нул бы я, но и существенно раскрываю щий смысл всего произведения. О позна нии природы много говорят, с одной сто роны, профессор Вершинин, с другой, — крупный ученый Рязанцев. Они, посто янно споря, могут долго-долго говорить об этом и умно, и профессионально, и философски широко, а чарующий и пре красный мир живой природы с ее удиви тельными, приятными и неприятными, «поступками», с ее целесообразными и нецелесообразными «творениями», с ее жизнью и смертью читатель открывает-и познает через Онежку. Прежде всего, она сама, как природа, лишена и намека на искусственность. Все в ней — непосредственно, чисто, все в ней овеяно свежестью восприятия ми ра. Онежка рисуется С. Залыгиным как истинная дочь природы и самого спра ведливого общества на земле. Жизнь она воспринимала на редкость цельно. Онежка не делила ее на какие-либо со ставные части — свет и тьма, горе и ра дость, — свято и преданно веруя не в худшее в ней, а в лучшее. Сначала мо жет показаться, что это всего лишь дет ское представление о нашем сложном и противоречивом мире. Но с момента, когда она «вдруг» повзрослела, очутив шись на краю пропасти и ощутив дыха ние смерти, с того часа, когда она приоб щилась к о т к р ы т и ю нового в приро де, а вместе и в самой себе — это ста ло ее убеждением, ее философией жиз ни. Онежка любила людей и никогда не говорила о них плохо. К труду она отно силась как к дыханию, без которого жи вое не может жить, а с природой ощуща ла непрерываемое единство: «она всегда разделяла» с нею «ее настроение». Она могла в пучке хвоинок увидеть огром ный, тенистый, солнечный лес будущего и любовно потрогать его верхушки... Она, следовательно, могла творить это будущее, всегда преображенное, светлое, радостное, как она сама. Наконец, «она никогда ни одним словом не оскорбила жизнь». По-моему, в этой емкой фразе и еще в том, что Онежка, умирая, хотела непременно остаться сама собой, не из менить себе — зерно характера и миро ощущения Онежки, составляющее откры тие Залыгина-художника. Не оскорблять жизнь могут только люди, деятельно, ак тивно и радостно ее творящие! Так жить и так умереть, как Онежка, могут толь ко люди, которые органично впитали лучшее из нравственных устоев нашего общества. С. Залыгин показывает, как с развитием общества и его науки, с рос том нравственной культуры человека ра стет и единение человека с природой. Без Онежки эта мысль не прозвучала бы в романе так поэтично и убедительно. Образ Онежки Коренковой не единст венная удача С. Залыгина в романе «Тропы Алтая». Среди незамеченных критикой великолепен образ Сени Свири дова. Нельзя забыть двух собеседников Рязанцева на полуразрушенной колхоз ной ГЭС или Парамонова, я уже не гово рю о Рите Полонской и Андрее Верши нине. Все это поставило роман С. Залы гина в ряд наиболее заметных произведе ний последнего времени. В этом году Сергею Павловичу испол нилось пятьдесят лет. Он вступил в поло су расцвета своего незаурядного талан та. То, что он сделал, невелико по объе му, но и в этом С. Залыгин сумел свое образно и верно отразить некоторые су щественные стороны нашей жизни. Его лучшие произведения пополнили и обога тили современную советскую литературу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2