Сибирские огни, 1963, № 12
он увидел таких собранных, целеустрем ленных, как Лопарев и Андрей Верши нин, и таких аккуратных, вышколенных й самовлюбленных, как Реутский и Рита Полонская, и, наконец, таких внутренне богатых, казалось бы, незаметных, но бесконечно обаятельных, как Онежка Ко- ренкова. Для Лопарева путь молодого Реутского так же противопоказан и не приемлем, как путь старого Вершинина. Реалистически рисуя современную моло дежь, С. Залыгин отнюдь не стремится показать, что жизнь ее усыпана розами, но он прежде всего выделяет ее высокие деловые и моральные качества, воспи танные социалистическим обществом, раскрывает трудности ее становления и роста, обнажает ее пороки, идущие от мещанского образа жизни некоторых на ших полноправных граждан. Произведения С. Залыгина, как пра вило, содержательны и основаны на ши роких личных наблюдениях. В них мно жество остро подмеченных жизненных фактов, убедительных сопоставлений, оригинальных мыслей. Раскрывая своих героев, глубинные мотивы их поведения, писатель стремится к точному и тонко му психологическому рисунку. В подав ляющем большинстве случаев С. Залы гин соблюдает необходимую меру, и его психологический анализ не превращает ся в размышление о герое, которое впол не можно (и нужно) перепоручить чита телю: мы ведь, читая, прежде всего хо тим видеть героя, непосредственно ощу щать его в действии, сопереживать вме сте с ним... Иногда случается, что С. За лыгину изменяет чувство меры, и неко торые его рассказы превращаются не столько в изображение конкретного че ловека, сколько в размышление о нем. Оно не лишено интереса, это размышле ние, но в этих случаях художник в ка кой-то степени уступает место коммента тору. Наиболее характерен в этом отно шении рассказ «Без перемен». Есть у С. Залыгина и произведения, которые держатся на какой-нибудь едва уловимой психологической «тонкости». Вчитыва ясь, и мы, наконец, постигаем ее, отдаем должное уму автора, но подлинного удо влетворения не испытываем, так как сно ва Залыгин-художник оттеснен челове ком, хорошо понимающим людей и от лично разъясняющим что к чему. «Ки тайский ковер», «В незнакомом городе» я некоторые другие рассказы оставляют именно такое впечатление. К сожалению, эти свойства отдельных произведений пи сателя дают себя знать и на страницах романа «Тропы Алтая». С доктором географических наук, про фессором Вершининым мы знакомимся очень подробно — он один из централь ных и значительных персонажей романа. Конечно, что-то новое автор добавляет при каждой новой встрече с Вершини ным, но ощущение, что мы узнаем его более вширь, чем вглубь, все-таки оста ется. В пятой главе Вершинин предстает во всем своем «величии» как ученый- пустоцвет, всегда озабоченный повыше нием по академической лестнице. Для него «раз и навсегда впереди» остава лось действительное членство в АН СССР. Неизменно от начала и до конца ироническое отношение к нему автора. То одна зло подмеченная черточка, то другая еще более злая обнаруживается в Вершинине. Научная экспедиция, которую профес сор возглавлял, выехала давно на место и работает, а он остался, чтобы завер шить свои бесчисленные дела, оказав шиеся на поверку «не столь уж важны ми и неотложными, тем более, что неко торые из них все равно пришлось отло жить до осени». И озабочен был профес сор такими соображениями: «Если все там плохо, работы сорваны — как на верстать упущенное время, если все хо рошо — как объяснить, что хорошо без него, без его руководства». А припоми ная события своей жизни (в соответствии с формой № 2 по учету научных кад ров!), он мечтает: «Теперь достигнуть бы в трудах своих несколько большего, чем достиг, чтобы труды были отмечены справедливым признанием...» Справедли вым? — значит, где-то в глубине он чув ствовал неполноценность своих осущест вленных работ. И еще со своими взгля дами и требованиями он боялся, что ос танется в маленьком коллективе экспе диции один: «У начальника собственный сын в экспедиции, и он будет один! Ка ково?» Значит, понимал он, что такое возможно! Словом, маститый ученый ти па Вершинина обличается Залыгиным со всей силой его сатирического таланта. Но Залыгин-романист ставит перед со бою более широкие задачи, чем простое обличение. В десятой главе, целиком по священной Вершинину, он справедливо пытается заглянуть в генезис Вершини ных, которые переживали пору своего становления в нашем обществе как раз в тридцатых годах. В самом деле, на каких дрожжах взросли Вершинины в совет ской науке? С. Залыгин отвечает: на дрожжах благоприобретенного тщесла вия. «Вершинин всегда х о т е л стать эн циклопедистом, таким же, как Семенов- - Тян-Шанский Петр Петрович». (Подчерк нуто мною. — Н. Я.). Он решительно от казался от конкретных исследований и' занялся грандиозными проблемами, на-^ зывая это не иначе, как «революция науке». Проблемы были действительно величественны и актуальны, но они ниче го не стоили без повседневного и кропот ливого изучения фактов, и Вершинин вскоре оказался вне требований жизни: «Со своей смелостью, со своей «веду щей» наукой он вдруг остался позади «ведомых» фактов!» Поняв это, «он р е ши л , что нынче ну жны не только мысли о проблемах, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2