Сибирские огни, 1963, № 12
и содержательны, они невольно застав ляют нас вместе с писателем пережить им пережитое, постигнуть красоту приро ды и труда человеческого. Или вот еще один случай. Гидролог Чень Кай-яо рассказал писателю о том., как одна старая-старая женщина подска'- зала ему очень важные сведения о раз ливе рек. На древнем каменном памятни ке она сделала заметку в самую боль шую воду той реки, на берегу которой жила. Этот, казалось бы, маленький слу чай приобрел большое обобщающее зна чение в сопоставлении с почти подобным же случаем, происшедшим с писателем, когда он тоже был гидрологом. Расска зав о старике, который в течение многих лет отмечал на своих воротах уровень воды в период весенних разливов, С. За лыгин делает такое заключение: «Долж но быть, жила в нем потребность отме чать то, что происходит вокруг него в природе. Должно быть, чувствовал он, что его заметки когда-нибудь понадобят ся людям, должно быть, о каком-то буду щем думал он,, в котором хотел участво вать хотя бы после своей смерти». Это обобщение о силе человеческого духа в его взаимоотношениях с природой как- то само собой выливается из рассказан ного примечательнейшего факта и при ближает нас к живым людям, к самому писателю и ко всему, что на наших гла зах происходит. Сейчас руководители Китая проводят неразумную внутреннюю и внешнюю по литику. Но,' как известно, руководители приходят и уходят, а народ китайский, мудрый, трудолюбивый, жаждущий ми ра и счастья, остается. Вот о нем и напи сал свою книгу С. Залыгин, а мысли, высказанные в ней о человеке и земле, которую он обрабатывает, преобразует и украшает, имеют сегодня такое же зна чение, как и вчера. 3 Роман «Тропы Алтая», создававшийся в 1959— 1961 годах, сконцентрировал в себе многое из того, что находило то или иное выражение в статьях и очер ках писателя. Это первое крупное произ ведение С. Залыгина, свидетельствую щее о том, что он хорошо владеет самой сложной и популярной у нас формой со временной реалистической литературы. Глубокое философское осмысление об ширной проблемы «человек и природа» — самое характерное в романе «Тропы Алтая». И хотя он не читается весь с за хватывающим интересом, следует ска зать, что его появление — значитель нейший шаг в творческом развитии пи сателя, а текущая советская литература обогатилась новым своеобразным и со держательным произведением — рома ном-размышлением, размышлением о том удивительном, что открывается че ловеку даже через простое общение с природой, не говоря уже об ее активном восприятии — ее изучении. Между тем именно характер изучения природы и со ставляет самое существенное в содержа нии произведения. С одной стороны, Вершинины и реутские, честно ищущие в науке средств возвеличивания и вся ческих жизненных благ, с другой — Сви ридов, Рязанцев, Лопарев и Андрей Вер шинин вместе с Онежкой Коренковой, живущие наукой и творящие ее в меру своих сил. Однако это обычное общее противопо ставление имеет и более конкретный, так сказать, индивидуальный смысл. Относительно " честности Вершинина здесь допущена не пустая оговорка. Вер шинины в определенных условиях жизни выработали такой стиль поведения, на учной деятельности, руководства кол лективами, который с неизбежностью приводил к тому, чего они поначалу не желали. Вершинин-етарший, например, жаждал широких обобщений, а пришел с течением времени к верхоглядству, хо тел руководить как энциклопедист и де мократ, вникая во все и вся, скатился к мелочной опеке с постоянной боязнью остаться не у дел. Стремился жить и ра ботать во имя людского блага, а на деле .оказалось, — во имя одной голенькой карьеры. На первый взгляд кажется, что Вершинин отдает все свои знания по требностям дня, а по существу он далек от практических и насущных проблем времени. В этом отрыве от созидатель ной практики народа и таилась трагедия многих ученых вершининского поколе ния. С. Залыгин верно схватил и рель ефно выделил его действительно типи ческие черты. Свиридов и Лопарев, Андрей Верши нин и другие, близкие им по мировоззре нию, тем и отличаются от Вершинина- старшего, что они в своих исканиях не отрываются от жизни и ее дальних и близких нужд, всегда готовы на тяжкие испытания и подвиг. Свиридов, умирая, продолжает нужную людям работу; Ло парев уходит из аспирантуры сразу же, как почувствовал, что она ему мало что даст: он желает стать настоящим ученым, а не пустышкой со степенью в кармане; Андрей деловито готовится к своему пер вому открытию, отдаваясь ему целиком, не думая об опасности, которая его под^- стерегала. Надо полагать,, что по этой линии и идет в романе столкновение двух типов ученых, а не по линии стар шего и младшего поколения. Это столк новение принципиальное, мировоззренче ское, не в малой степени продиктованное тем новым, что проявилось в нашей жиз ни за последние восемь-десять лет. Мо лодежь в изображении С. Залыгина ли шена той рефлексии и расхлябанности, которая стала модной для героев у неко торой части наших литераторов. Среди молодых людей современного общества
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2