Сибирские огни, 1963, № 12
вы, своевременны и плодотворны. Нако нец, потому, что они многое объясняют з самом творчестве писателя. У нас нашлись «теоретики», которые с энергией, достойной лучшего примене ния, доказывали «бесполезность» и «не нужность» искусства. Их построения ос новывались на житейском «здравом смысле» и на том, что науку и искусство разъединяет и отличает друг от друга. С. Залыгин отбрасывает досужие домыс лы таких теоретиков и деловито прокла дывает тот мост, который объединяет со временную науку и искусство. Причем делает он это отнюдь не только теорети чески, но и практически, то есть как ху дожник. Рассказ «Пик половодья», например, можно перевести в общий давно облюбо ванный критиками план. Его герой — старший наблюдатель гидрологической станции на Севере — это еще один скромный человек, скромно и самоотвер женно работающий на своем скромном посту. Все верно: и «маленькие люди» ■способны совершать чудеса самоотверже ния и мужества. Но в этом ли смысл хо рошего рассказа С. Залыгина? По-моему, здесь речь идет о постоянном единобор стве человека с природой и о постоянной победе человека над нею, да еще с отве том на вопрос: а почему это у Ивана Алексеевича все так получается? Пото му что он «скромный» и «малент-*}£ий» или потому, что он «большой», хотя и незаметный? Да, и те и другие особенно сти наличиствуют в залыгинском герое. Он обычный труженик, каких много в нашем обществе. «Руки Ивана Алексее вича сделали немало дел на земле. От Баренцева моря и до Лены они строили дома. Они тысячи раз чутко настраивали капканы и свежевали бесчисленное мно жество больших и малых зверей. Они не раз вытаскивали из воды, из болот ной топи людей...» Все так, однако, кро ме того, есть в нем другая сила, которая «заставляет» Ивана Алексеевича дей ствовать так же, как когда-то в молодо сти, когда он был «зав. уездным земель ным отделом». Иван Алексеевич часто рассказывал о днях своей молодости. Обычно это бы ли какие-то незначительные пустячки, но «не говорил он, что его отделу в свое время была подведомственна террито рия, на которой без труда могло бы раз меститься европейское государство сред ней величины. Что в разных концах этой территории не всегда бывало спокойно в то время. Не рассказывал он, что не редко, мобилизовав своего делопроизво дителя, рассыльного и конюха, завузем- отделом создавал таким образом воору женный отряд. Затем отряд этот усажи вался на нарты и отправлялся за не сколько сот верст, чтобы водворить спра ведливость при дележе пастбищ и пере даче их о т’ монастыря и кулаков — беднейшим кочевникам. Случалось, что завязывалась перестрелка с остатками банд, бродивших по лесам и тундре...» Не рассказывал он обо всем этом, но мы-то хорошо понимаем, что «водворял справедливость» Иван Алексеевич име нем Советской власти и действовал так, несмотря па ограниченность средств, по тому что чувствовал за своей спиною ор ганизованную силу советского коллекти ва, силу народа. И теперь, когда он с риском для жизни и не в первый раз из мерял уровень воды в пик половодья, он черпал силу все из того же источника. В единоборстве человека с природой со ветский человек вооружен всей мощью коллектива, его породившего. Сознание общности дела со всеми людьми, его не обходимость в сложившихся условиях и его справедливость — вот сила, которая приподнимает Ивана Алексеевича, дела ет обыкновенное в нем необыкновенным. И в раскрытии этой силы заключен весь' скрытый пафос залыгинского рассказа. Напомню еще один рассказ — «Ксю ша». На первый взгляд, это рассказ о не удачной любви весьма своеобычной по характеру девушки. Деловитая умная Ксюша полюбила бригадира трактори стов Кузьму, а Кузьма, увы, — безза ботную, легкомысленькую Зинку, и ни чего не остается бедной девушке, кроме самоотверженного труда... Не думаю, что такая банальность может кого бы то ни было теперь заинтересовать. И еще ме нее думаю, что такой сюжет смог бы взволновать самого писателя. Это снова рассказ о природе и человеке, об огром ной любви Ксюши к земле, дающей лю дям жизнь, радость, счастье. Ксюша очень верно и умно определила свое от ношение к природе. Вот стоит она пе ред «зеленым озером» пшеницы на сво ем участке и думает: «Не жалко меся цев, не жалко года, многих лет, лишь бы каждый год заставлять землю родить эту жизнь, целое море жизни!» И в том, как она воспринимает поле, как о нем посто янно думает и заботится, как творит на нем «море жизни», — главное в этом рассказе. Дочь своего времени, она свое образно и в сущности точно сформули ровала свою отдаленнейшую цель и свою ближайшую задачу: «Все живое требует заботы». На опыте убедилась Ксюша, что такое требование к себе, когда имеешь дело с природой, с ее ценными дарами, всегда обогащает человека^, делает его умней, сильнее и счастливей. Дед Дани ла, понимающий боль и горе Ксюши, кланяется ей за отлично выращенный хлеб не в утешение, а во славу творче ского труда на земле: «Хлеб-то теперь не только что кормит, а еще и растит че ловека». И Ксюша, узнав правду о Кузь ме и Зинке, сразу стала другой: «То ка залась сама себе девчонкой, нескладной, несмелой, то вдруг такая крепкая!» «От куда это?» — спросила себя Ксюша и не ответила. За нее ответил писатель: от людей, ради которых она трудилась, от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2