Сибирские огни, 1963, № 12
некоторые из этих произведений были взяты под огонь нашей критики. 2 Первыми произведениями С. Залыги на, обратившими на себя внимание в са мом начале пятидесятых годов, были «Северные рассказы». Потом довольно часто стали появляться очерки и расска зы о селе, о людях колхозных полей. Невероятно быстро написана в 1957 го ду книга о Китае, где писатель пробыл около трех месяцев Наконец, в 1962 го ду опубликован роман «Тропы Алтая». И если внимательно присмотреться ко всему, что сделано С. Залыгиным за чет верть века творческой работы, опреде лить, каков круг интересующих его главным образом вопросов, то окажется, что он с особенным пристрастием пишет о земле, о природе, о людях, осваиваю щих и преобразующих землю, изучаю щих и познающих законы природы. Гид ротехник по образованию, ученый по складу мышления и писатель по призва нию, он не мог не заинтересоваться сложным и в наше время земледельче ским хозяйством, гидрологией и целым комплексом природоведческих дисцип лин, так или иначе с сельским хозяйст вом связанных. Не случайно первая еще студенческая научная работа, вызвав шая живой интерес местных организа ций, была посвящена проблемам ороше ния и осушения земель Западной Сиби ри. С тех пор и, можно сказать, до сего дня не иссякало его стремление шире брать и глубже вгрызаться в проблемы, связанные с взаимоотношениями чело века и природы Совсем недавно Сергей Павлович выступил с обоснованными статьями по поводу нецелесообразного затопления земель в ходе строительства новых и новых гидроэлектростанций в Сибири. А это, как известно, огромная народнохозяйственная задача, требую щая сегодня действенного вмешательст ва и продуманного перспективного реше ния Свои размышления о природе и чело веке в их постоянной и далеко идущей взаимозависимости С. Залыгин наиболее концентрированно высказал в статье «Писатель и Сибирь». Я, например, счи таю, что это одно из значительных писа тельских выступлений последнего време ни. «Наша литература, — говорит в этой статье С. Залыгин, — художнически уже отразила многие социальные явле ния... Она отразила такое явление, как борьбу классов. Но классовая борьба — процесс более преходящий, чем борьба человека с природой; одна из важнейших целей классовой борьбы в том и состоит, чтобы поставить человека в наиболее разумное и деятельное положение по отношению к природе». Мысль эта, собственно, не нова, но, безусловно, она требует четкой форму лировки, ее сегодня необходимо выде лить и подчеркнуть для всех тех, кто всерьез, на деле думает о будущем чело вечества. Проблема «человек и природа» встала в ряд первейших проблем време ни, если учесть решительные социаль ные изменения в жизни современного общества, если учесть те изумительные научные открытия, которые уже осуще ствлены, и те, которые скоро будут за вершены. И эти весьма характерные для нашего времени явления С. Залыгин счи тает чем-то вполне естественным, выте кающим из характера и особенностей на шего общества. «В понимании действи тельности, «как было» и «как есть», — пишет он, — у советского человека обя зательно присутствует и сознание того, «как должно быть». Это даже не являет ся качественно чем-то особенным, чем-то независимым — это сама действитель ность нашего человека и это же он сам». Казалось бы, что и эта мысль не бле щет новизной, но, переходя к своему по ниманию творческого метода советской литературы, писатель обосновывает его уже не умозрительными построениями о так называемом «слиянии» реализма и романтизма, а самой жизнью, теперь не мыслимой без трезвого «познания» и столь же трезвого «хотения», желания «должного». Наша литература, справед ливо утверждает Залыгин, должна вос питывать «чувство предвидения». Повторяю: это — значительные мыс ли. Но я хотел бы обратить внимание читателей на то, что говорит Залыгин в этой статье о «понимании пространства» вообще и, в частности, по отношению к сибирскому пространству. Учитывая безусловное и растущее влияние прост ранства на внутренний душевный мир человека, Залыгин прямо так и говорит: «И вот я думаю, что на Земле «экспери ментальной базой» для познания прост ранства суши является Сибирь с ее тунд рами и степями, с горными хребтами и обширными плато, с океаном лесов и бо лот». И далее, развивая свои мысли о познании человеком самого себя, невоз можном теперь без познания окружаю щей его природы, Залыгин делает любо пытный вывод, что «в Сибири, где чело век в невиданных масштабах преобразу ет природу, он и понимать ее должен глубже, точнее» и что «художественная литература никак не может оставаться в стороне от этой познавательной работы своего героя, от всего, что мы называем проблемой произведения, посвященного преобразованию природы в самом высо ком, значительном и сложном смысле этого слова. Это плоскость соприкоснове ния литературы с наукой, с техникой, с многогранной деятельностью ее героев». Почему я выделяю у С. Залыгина именно эти мысли, а не другие, может быть, более важные? Потому что они но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2