Сибирские огни, 1963, № 12
А ложь, Леонтий Николаевич, многоли ка. Можно выбирать любую для службы себе: крикливую или молчаливую — все равно. Какая удобнее. После этих слов она и часа не могла прожить в доме Лосняковичей, спокойно переехала в гостиницу, никому «не зака тив» истерики во имя каких-то своих вы- « год, придуманных критиком А. Эльяше- вичем. Я не буду уверять своих оппонентов, что Арзамасская — борец со злом, кото рое она видит, но для меня, как и для всякого непредубежденного читателя, яс но, что она здесь вместе с автором осуж дает зло обывательщины и нетерпима к нему. На каком, собственно, основании кри тики выносят «вотум недоверия» Арза масской в роли обличителя? Снова В. Озеров точнее всех сформу лировал эту позицию: «Евгения Мер- курьевна — положительная героиня по вести — при ближайшем знакомстве ока зывается не только взбалмошной, но и вздорной,. неумной, весьма несимпатич ной женщиной. Ее отношение к людям не столько принципиальное, сколько не дружелюбное, ее активность больше по хожа на бесцеремонную назойливость, напористость в кажущихся ей важных вопросах обертывается грубостью». ( « На путях социалистического реализма», М., «Сов. писатель», 1958, с. 301). Словом, недостатки характера Арза масской понуждают критиков не дове рять ей в оценках увиденного. А почему, интересно, только человек с отличным и безупречным характером признается не погрешимым в оценках явлений дейст вительности? Допустим, что у Арзамас ской на самом деле не ангельский харак тер. Но ведь никто не сможет отрицать, что есть у нее «что-то», позволяющее от личать добро от зла, что она умеет уви деть обывательщину под личиной добро порядочности и благопристойности. По пытка оглупить Евгению Меркурьевну, в угоду своим оценкам, представить ее читателям наивной дурочкой рушится при первом же соприкосновении с по вестью. Если бы Арзамасская была про сто глупа, она не смогла бы заметить пошлости в поведении и словах своих старых друзей и знакомых. Мы уже убедились, как умно Евгения Меркурьевна заставляет Лосняковича раскрыться, задуматься и даже сделать попытку оправдаться. А разве менее остро и умно подытожила она свое отно шение к школьной подруге Муськовой, которая целью своей жизни сделала «са моотверженный» уход за самовлюблен ным, расчетливым, обленившимся му жем, которая безропотно согласилась на унизительное положение дочери в род ном доме? — Поступи в ветеринарный институт. Ей-богу!.. — саркастически советует ей Евгения Меркурьевна. — Там тебя на- учат правильному уходу и содержанию животных! Откорму — сальному, полу- сальному и беконному. Это тебе нужно. Потом тебя научат планировать отелы, окоты и опоросы! Понимаешь? Скажут: ах, как зло и недружелюбно! Но ведь делала это она во имя Тамары, «прекрасной женщины», здесь неспра ведливо обиженной, во имя лучшего в самой Муськовой, не понимающей, как она низко опустилась. Да, у Арзамасской характер небезупречный, она излишне любопытна, простовата, подчас бесцере монна и наивна, но правда-то каждый раз на ее стороне! И как-то невольно возникает вопрос: почему критики, заме чающие эти неприятные особенности ее характера, не желают замечать ее дру гих, хороших качеств? Почему'не жела ют замечать, что не будь Арзамасская такой, какая она есть в повести, она не сумела бы за короткий срок проник нуть в «святая святых» семейства Мусь- ковых, почему не видят, что кроме всего прочего Арзамасская в сатирической по вести — персонаж комический, что автор лукаво и дружелюбно и понимающе иро низирует над ее противоречивыми осо бенностями и пользуется ими, чтобы чи татель правильно уяснил суть осмеивае мых г *)1 героев — муськовых, лосняко вичей, пухаловых. Хороша Арзамасская по характеру или нет, вмешивается она в судьбы лю дей или не вмешивается, достигает она каких-либо результатов или не достигает, если вмешивается, — важно одно, самое главное: терпима или нетерпима она к лжи и пошлости. Арзамасская, какая бы она ни была по характеру, оказалась не терпимой ко всякого рода обывательской мимикрии, она сумела увидеть ее там, где другой, пожалуй, спокойно прошел бы мимо. Мне кажется, что критики «Свидете лей» выступают не в очень-то привлека тельной роли. К ним приходит человек (предположим, Арзамасская) и говорит— вот смотрите: я вижу обывателя, он та кой и такой, он разный, но суть его одна, и я терпеть его не могу, я его ненавижу. А ему отвечают: «Позволь, позволь, а кто твои родители до семнадцатого года? И как, кстати, ты себя ведешь сегодня, имеешь ли ты право высмеивать недо статки других, коль у самого их немало? Проходи, проходи и не мешай нам искать обличителя-борца во всех отношениях «приятного человека»! Но ведь обыва тель, которого увидел человек с небез упречным характером, не перестал от этого быть обывателем, и ненависть к нему, надо полагать, никому не возбра няется! Сатирические персонажи С. Залыгина в очерках, в таких рассказах, как «Боб», «Блины», «Функция», или в повести «Свидетели», — действенное оружие в нашей борьбе с рутиной, пошлостью, бюрократизмом. И совершенно напрасно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2