Сибирские огни, 1963, № 12
еще не окончательно со всей очевидно стью решенных. Из всех собравшихся на бюро людей Баженов как бы «вытяги вал» самое лучшее в нем и из этого «ле пил» то самое решение, которое обраду ет, подымет и воодушевит колхозников, т. е. позволит и в них проявиться самому лучшему. Истинная «художественность» очерка как раз и заключается в том, что мы присутствуем при самом процессе рождения прекрасного в человеке, прояв ляющегося как результат подлинно твор ческого руководства. Мы перестаем ду мать о том, как написан очерк, и напря женно следим за тем, что происходит в душах людей, в нем изображенных. У нас есть звания «народный артист», «народный учитель», «народный худож ник», необходимо, чтобы было учрежде но еще одно — «народный руководи тель». Баженов именно такой тип руко водителя, рождающегося на наших гла зах. Он убежден в неиссякаемой творче ской мощи народных масс, а потому ищет решения всех сложных вопросов у них самих. Он, например, пригласил на заседание бюро райкома библиотекаршу — старую учительницу, которая, оказы вается, отлично разобралась, что значит красный клевер для родного ей района. Он заставил всех выслушать незаметно го в колхозе Кубрина — бригадира с его точными расчетами и глубоко продуман ными соображениями относительно кра сного клевера, — и сразу померкли кра сивые слова его брата-председателя и ученого знатока всех решений и поста новлений Никитичны, людей, до того весьма в районе авторитетных. У них действительно были с л о в а о «высо кой» политике и не было д е л а , отсут ствовала кровная заинтересованность в судьбах людей, в будущем колхоза. И это как-то ясно стало, наконец, всем, хо тя и не было на бюро произнесено каких- либо осуждающих того или другого слов я чувствовали они себя так, «словно ни чего не произошло». Это было тонкое и злое обличение формального способа мы шления, когда «горячие» «правильные» слова прикрывали пустоту и равноду шие. Как это в очерке достигается? Через отношение присутствующих к выступле нию Никитичны. Выступая с обычным для нее умением, она произносит в кон це концов такое, что заставляет «лириче ского героя» очерка подумать: «произо шло что-то неладное, нехорошее», «сей час мне было стыдно, что и я так ду мал», лицо Никитичны в его представле нии сразу «поблекло, постарело», и все в ней «как-то сникло», «стало трудно при сутствовать здесь, при ней»... А Кудашев, этот честнейший человек, поэт-механи затор «сидел неподвижно, не моргал», и у него стали «такие тоскливые глаза, словно он видел перед собою чье-то боль шое несчастье». Баженов при этом толь ко задавал простые практические вопро сы, а уж Никитична сама себя «обнару живала», когда нужны были не знания соответствующих пунктов постановлений и резолюций, а конкретные деловые со веты и рекомендации. Здесь, как и в некоторых других про изведениях, .сатирический дар .С. Залы гина нашел свое своеобразное , выраже ние. Он словно бы и не ставил своей за дачей высмеять Никитичну, он даже по- человечески жалеет ее: вот же отказался человек от своих когда-то выношенных убеждений! Конечно, жаль, но это ни на йоту не снижает объективной оценки вреда, наносимого никитичнами колхоз ному производству. А кто не запомнит некудышнего агро нома, теперь, когда о нем писал С. За лыгин, зам. начальника областного уп равления сельского хозяйства, у которо го горло «как выхлопная труба». Он те бя не слушает, доказательств твоих не знает и знать не хочет, он тебе «из вых лопа в физиомордию раз — и оглушил», и там, «где разумный человек ничесо не добьется», он «без всяких доказательств свое гнет». В рассказах «Б об », «Функция», «Блины»,сатирические. образы занимают уже главенствующее положение. За доб родушно-смешной фигурой торгового уполномоченного Бурундукова, убеждаю щего председателя «без волокиты» под писать никому не нужный договор с кол хозным рынком, встает вся система ру ководства и контроля через уполномо ченных, которые без конца разъезжали пЗ колхозам, «ничего не давали людям, не видели результата своей работы и только усложняли жизнь, запутывали ее». Безобидный, на первый взгляд, Бу рундуков вырастает в нечто значитель ное, а подчас и в грозно непреодолимое препятствие по пути к реальному делу. Председатель колхоза Шалимов «и пони мал никчемность многих договоров, отче тов, справок и других бумажек, и все- таки временами они приобретали вдруг какую-то мнимую значительность, хвата ли его, пытались взять над ним силу. Вдруг начинало казаться, будто вот это и есть важная и необходимая работа, без которой шагу нельзя ступить...» На аху сашшческую -черту залыгин- сжГго дарования как-то долго не обраща ли внимания, и, когда он выступил с яв но и откровенно сатирической повестью «Свидетели», на него посыпались всяко го рода обвинения, в том числе и такие: вот, дескать, очерки «Весной 1954 года» отличное произведение, а «Свидетели» — отступление от художественных высот, им же завоеванных, что С. Залыгин, хо тя и достиг некоторого успеха в качест ве сатирика, «он сильнее как реалист», словно сатира — это нечто от лукавого и к реализму отношения не имеет. На са мом же деле С. Залыгин, утверждая кра соту Башлэковых и Баженовых, продол жал быть беспощадным к пислегиным,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2