Сибирские огни, 1963, № 12
Н. ЯНОВСКИЕ СЕРГЕЙ ЗАЛЫГИН Широкий круг читателей узнал Сер гея Павловича Залыгина после появле ния его очерков «Весной 1954 года». О нем повсюду заговорили, он сразу вошел в число лучших очеркистов страны. Случайно ли так произошло? По-види мому. нет. Хотя С. Залыгин к этому вре мени был уже автором нескольких хоро ших рассказов, издал не одну книгу, по лучил весьма одобрительные отзывы чи тателей и критиков, именно эти очерки заставили читателя как-то по-новому взглянуть на все, что до того он написал. Дело здесь, видимо, в том, что в этих очерках С. Залыгин сосредоточил свое внимание на значительных, глубоко всех волнующих вопросах нашей действитель ности, затронул некоторые ее отрица тельные стороны, смело и остро обнажил назревшие в ней противоречия. В. Овечкин, как известно, первым в послевоенных условиях поднял большие и жгучие проблемы хозяйственной жизни страны. В цикле очерков «Районные будни» он страстно заговорил о пороч ном стиле руководства сельским хозяй ством, о формализме и бюрократизме, которыми были заражены руководители типа Борзова, и о людях, не только кри тиковавших борзовщину, но и активно отстаивавших иной метод, иной подход к делу. Критика недостатков в руководстве сельским хозяйством, прозвучавшая в очерках В. Овечкина, А. Калинина, В. Тендрякова и других писателей, была воодушевлена пафосом утверждения под линно социалистических преобразований в деревне. С. Залыгин, создав в очерках «Весной 1954 года» убедительные обра зы Башлакова, Пислегина, Фоминых по праву встал в ряды талантливых очерки стов, своевременно откликнувшихся на самые злободневные проблемы тех лет. В очерках С. Залыгин выступил как пи- сатель-гражданин, как зрелый художник, рисующий своих героев правдиво, емко, с исторической перспективой. В Башлакове, директоре МТС, глав ном герое очерков, С. Залыгин увидел тип руководителя, которому, собственно, и принадлежит будущее. Он не просто перечислил его добрые и полезные дела и не просто разъяснил существо его ме тода руководства людьми и хозяйством, он нарисовал Башлакова как характер, показал его человеческие качества, обус ловленные моральными нормами социа листического общества, вызвал к нему особенное чувство расположения и сим патии, иначе сказать, звал читателя идти за Башлаковым. От очерка нельзя ждать многосторон ности и многогранности в обрисовке дей ствующих лиц, тем не менее Башлакова мы узнаем и по внешнему виду, и по же стам, и по выговору, и по манере не на словах, а на деле отстаивать правоту сво их взглядов. И даже когда С. Залыгин сообщает нам какие-то ординарные сведения о нем, мы не перестаем ощущать его как лич ность, как характер: «Башлаков — кре стьянин, земледелец. Огромный, грубо ватый, упорный сибиряк. Видел я, как он ходит по оттаявшим пятнам зяби, ста новится на колени и загребает землю в горсть, чтобы рассмотреть, много ли со хранилось семян сорняков, как он вста ет, не отряхивая с колен землю, перехо дит на поле озими и огромной рукой ос торожненько выдергивает всходы ржи: как-то перезимовала, голубушка?» И не вольно в силу неуловимых ассоциаций через эти «загребает», «осторожненько» и «голубушка» мы видим этого челове ка, проникаемся доверием к нему и все остальное, пусть иногда сухое и инфор мационное, воспринимаем столь же не посредственно и живо. Однако наиболее полно Башлаков рас крывается в ходе столкновения со сво ими антиподами. Как Мартынов у В. Овечкина уже не может быть прими ренным с Борзовым, так и Башлакова нельзя представить в «одной упряжке» с Пислегиным или Шустовым, если они,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2