Сибирские огни, 1963, № 12
Поднимаюсь на капитанский мостик. Через палубу перекатывают волны, и все, что не закреплено, давно уже смыто за борт. Перегнувшись через поручни, смотрю, как очередной мощный вал рухнул на палубу. Пароход испуганно вздрог нул, и в тот же момент меня всего окатило сверху холодной водой. Это высокая волна, ударившись о борт корабля, рассыпалась и широким потоком ринулась на штурманскую будку. Борясь с ураганным ветром, пароход расходовал много угля, а вперед поч ти не двигался. Расчетливый капитан изменил курс и пошел на малых оборотах. ...Ночью резко похолодало. Зато ветер стих, и «Воронеж» снова полным хо дом лег на свой прежний курс. Но почти сейчас же радист парохода поймал сиг нал бедствия — «СОС » — «Спасите наши души». Немного погодя выяснилось, что у берегов Новой Земли разбился о прибрежные скалы небольшой бот. Полу затопленное суденышко заливают волны, команда выбросилась на берег, а ра дист выстукивает свое «СОС». «Воронеж», понятно, в ту же минуту изменил направление и вечером подо шел к месту аварии. В прибрежных камнях шипела и пенилась вода, так что по дойти к берегу не было никакой возможности. Тогда с парохода спустили моторку,, и ее небольшой экипаж, поднявшись на полузатопленное судно, перебросил на бе рег канат, по которому потерпевшие крушение на руках выбрались к себе на бот, и оттуда уже на лодке — на «Воронеж ». Моряки промокли до нитки, про дрогли, сутки провели без пищи, но бодрости духа не потеряли. Глядя на них, можно было думать, что люди всего-навсего вернулись с неудачной прогулки, за- хваченные в пути ливнем. К утру мороз усилился. Водяные брызги, падая на палубу и снасти, момен тально превращались в лед. Пароход с каждым часом становился тяжелее и все заметнее замедлял ход. Надежда на то, что нам удастся встретить годовщину Ок тября на Большой Земле, угасала совсем. И в самом деле, к праздничным дням «Воронеж» добрался лишь до пролива Маточкин Шар, и утром 7 ноября бросил якорь против знакомой нам полярной станции. Нарядные зимовщики сейчас же высыпали на берег, но из нас с парохо да никто не сошел. Мы уже месяц не были в бане, не меняли белья, а на «Вороне же» даже не брились. Все, кажется, насквозь пропитались копотью, сажей и угольной пылью. Праздничный день был отмечен тем, что капитан объявил аврал, и все на селение парохода принялось кирками и лопатами освобождать корабль от ледяно го панциря. Только через пять дней — 12 ноября «Воронеж» вошел в Северную Двину. Когда показались окраины Архангельска, я спросил Алешу: — Ну, как дела, друг? — Теперь-то дела хороши. Как только пароход остановится, я выскочу на берег и даже поезда не стану ждать: пешком добегу до Воронежа. Лицо его заросло жесткой щетиной, нос заострился, резко выделились бел ки глаз. ...Когда мы уже сидели в вагоне поезда Архангельск — Москва, Алеша дол го смотрел на мелькающие телеграфные столбы, будки путевых сторожей, поля, перелески и вдруг рассмеялся. — Как-то даже и не верится, что были там, в заливе Благополучия. Теперь не стыдно будет на заводе показаться, есть что рассказать! — Да, Алеша. Кто идет первым, тому всегда тяжело. А вот пройдет время, по нашему пути пойдут новые люди, и они нам за безмерный труд скажут боль шое спасибо. — Да, пожалуй, ты прав. Литературная запись Е. Ф. ИВАНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2