Сибирские огни, 1963, № 12
— Ну, хорошо. В космические полеты вы не верите. Космическое простран ство далеко, вы не считаете нужным его осваивать. Но ведь наблюдение за ме теоритами помогает нам лучше узнать и атмосферу — воздушную оболочку, оку тывающую нашу землю... «Опять пошел словами пугать, — думает Захарыч. — «Атмосфера», «Про странство» какое-то косматое. Слова, они и есть слова — шуму много, а тол ку чуть». Дед прячет улыбку в бороде. В поисках свидетелей Они перебирались из деревни в деревню. Ехали урманом — густым сме шанным лесом. Ехали степью, заросшей высокими травами, покрытой лугами и болотами. От деревни до деревни — десятки километров. И в каждой Драверт искал осколки метеорита, проводил опрос очевидцев. Вести следствие было нелегко. Метеорит выбрал неудачное время для па дения — пять часов утра, начало шестого. Люди, уставшие за день, еще спали. Лишь немногие своими глазами наблюдали вспышку. Петр Людовикович то и дело вытирал пот с лица. В горле у него пересохло. Он обошел уже полдеревни. Объяснял, расспрашивал, но всюду его ожидало одно и то же — видеть не видели, слышать не слышали. Драверт собрался уезжать. Проводить его пришел учитель местной школы. — Ничего удивительного, — сказал он, выслушав рассказ Драверта об отказе крестьян отвечать на его вопросы. — Вы попали в деревню старооб рядцев... Оказалось, духовные «вожди» старообрядцев уже успели запугать кресть ян, втолковать им, что появление «огненного змия» было знамением, посланным свыше, предвещавшим голод, войну, ящур скота и другие бедствия. А кулаки утверждали, что падение камня — грозное предупреждение против организа ции колхозов. — Как же вы можете говорить об этом спокойно? — перебил учителя Дра верт. — Говорить и ничего не предпринимать! Наука призвана ежечасно помо гать строительству нового общества. И вы — учитель — стоите при этом, сложа руки, как посторонний наблюдатель! — Петр Людовикович дернул плечом, он весь кипел. — Никуда не годится! Соберите мне сегодня же всех ваших учени ков вместе с родителями! Народу в школу собралось много. Керосиновая лампа горела только за сто лом «президиума», где сидели Петр Людовикович и учитель. Драверт рассказывал о метеоритах, откуда они берутся, из чего состоят, как и для чего их исследуют. После собрания ребята задавали много вопросов. Взрослые молчали. Мол ча и разошлись. Глубоко задумавшись, Драверт ехал в следующую деревню. Здесь ему по советовали зайти в третью избу от оврага. — Там школьный сторож живет. Он сам похвалялся, что тот шар видал. Юркий старичок встретил ученого приветливо, сразу начал рассказывать: — Я в ту ночь аккурат в Тару направился. Иду, значит, тропинкой, через бор, и вдруг вижу, по небу дракон летит, самый настоящий, а из пасти пламя вырывается и золотые камешки сыплются. Стал я те камешки подбирать... — Постойте, — перебил деда Петр Людовикович, — постойте, уважаемый. Я до сказок большой охотник. Но сегодня, к сожалению, не располагаю време нем. Я в другой раз непременно к вам заеду, послушаю... И опять Драверт стучался в избы. Широкоплечий черный крестьянин в военной гимнастерке, внимательно выслушав ученого, пригласил к столу. Велел жене принести холодного квасу и начал рассказывать:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2