Сибирские огни, 1963, № 12
Да, домой. Потому что далекий город у океана уже успел стать его домом, де сятки людей — поверили его дарованиям. И еще потому, что в голове созревала идея, сказать о которой вслух он тогда еще не решался. В Киеве, а через пару дней и в Москве он закупал, добывал в библиотеках, у букинистов, у знакомых все, что написано о проблеме... кровозамещения. 5. Что вы знаете о нровозамещении? Даже настоящие, близкие друзья долгие годы не могли понять, почему он не перейдет в какой-нибудь научно-исследовательский институт, — благо, приглаше ний было немало? Почему продолжает оставаться в вузе? Что там ни говорите, убеждали его, а в учебных заведениях настоящей, большой науки нет и быть не может. Паволоцкого эти рассуждения приводят в ярость — так способны говорить только люди, не знающие истории науки! — доказывает он, горячась. — Если перебрать в памяти, можно без труда установить, что абсолютное большинство са мых смелых, значительных научных идей своего времени родилось именно в сте нах университетов и институтов, в студенческих лабораториях. Да это и понятно: ведь здесь, в институтах, собран цвет молодежи, люди самого активного творче ского возраста! Они еще не обременены бытом, не отягощены предрассудками, не ограничены служебной зависимостью, — их мысль направлена к одному!.. Несколько недель назад, когда уже был вчерне написан этот очерк, Паволоц- кий забежал ко мне поздно вечером: мы обычно в такие часы и встречаемся, ког да и он наконец свободен, и у меня уже нет дневных забот. — Читали? — с порога выкрикнул он. — Нет, вы представляете: Хрущев слово в слово повторил то, что я им, маловерам, твержу все эти годы! Будто он мои мысли угадал... И он торжествующе прочел очерченные красным карандашом абзацы в речи Н. С. Хрущева на совещании по промышленности и строительству РСФСР (ап рель, 1963), — помните, то место, где Никита Сергеевич развивает мысль, что в нашей стране работает огромная армия ученых в университетах и институтах, и что часто, в силу плохого оснащения лабораторий, отсутствия необходимого обо рудования, их роль сводится только к собственно преподаванию. Но, — говорит Н. С. Хрущев, — ученому, где бы и какой бы предмет он ни преподавал, даже в целях повышения квалификации обязательно нужно заниматься экспериментами. Для этого надо иметь соответствующие возможности. — Нет, вы читайте, читайте! — восторженно убеждал меня Паволоцкий. —• Помните, я вам рассказывал, что хочу группу наиболее одаренных студентов уже сейчас готовить к большой научной работе? И что я верю: можно прямо из сту денчества шагнуть в кандидаты наук! Надо мной же смеялись в институте. А те перь что скажут все эти маловеры?1 И он прочел: «...Целесообразно подумать о лучшем использовании кадров высшей школы. Повторяю, научные работники вузов привлекли бы к экспериментальной деятель ности студентов, таким образом убыстрится отдача тех знаний, которыми распола гают студенты, аспиранты. Некоторые студенты, аспиранты могут с успехом рабо тать над важными темами значительно раньше, чем получат диплом или защитят диссертацию...» — Вот теперь-то я со своими студентами и займусь по-настоящему пробле мой кровозамещения! — потирает руки Паволоцкий. Но постойте, знаете ли вы, что это за проблема? ...Человек лежит на операционном столе. Хирург спас бы его. Он блеснул бы своим высшим мастерством, которое за какой-то гранью переходит в такое же творчество, как поэзия. Он проник бы чуткими пальцами в святая святых челове ческого организма, если бы в его распоряжении была одна, всего только одна ам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2