Сибирские огни, 1963, № 11

— Скажи, бабушка, ну вот ты... Ты счастливая, довольная жизнью. Благоденствие на тебе какое-то. Как это все... пришло к тебе? — спросила задумчиво Зина. — Как его, милосердие-то, заслужить? Старуха, кажется, не ждала этого' вопроса. И тем более обрадова­ лась, расцвела даже. — И-и, касатушка ты моя! — воскликнула она. — Д а как ты еще мо- лоденька! — Что же, мне до старости, что ли, не понять ничего? — Поймешь, поймешь, родимая, — заторопилась старуха. — Всякие обряды тяжелые — это тьфу, богу-то они и не нужны вовсе. Христос свой крест отнес на Голгофу, своими страданиями заплатил за все грехи чело­ веческие. Черным по белому это в святом писании объяснено все. А они, хлысты эти всякие, исусовцы — тьфу! — еще раз плюнула Марфа, — вро­ де и не понимают этого, все заставляют грехи людские страданием зама­ ливать. А богом надо проникнуться просто, понять его душой. Понять и принять единожды и навсегда. — Д а как, ка-ак? — взмолилась Зина. — Они... Гликерия с Евдоки­ ей... Григорий этот — тоже ведь все говорят — проникнуться надо. А как? Марфа помолчала, будто прикидывая что в уме. — А давай -ка вот что, перепелушка моя, исделаем. Я сведу тебя з а ­ втра в одну семью. Обрядов всяких они не совершают, молитв не поют. Они Библию только изучают. Они и приютят на время. А там — видно будет... ...Так Зина попала в семью озерского иеговиста Митрофана Сели­ ванова. I Семья состояла всего из двух человек — самого Митрофана да его жены, толстой, неповоротливой, но очень доброй женщины Екатерины Си- доровны. Впрочем, и сам Митрофан, длинный, как жердь, рябоватый муж­ чина, был хотя и молчалив, но добродушен и прост. — Ну-к что', милости просим к нам, — сказал он, поглядев на Зину, когда Марфа объяснила, в чем дело. — Мы завсегда рады помочь чело­ веку в беде. Накорми-ка людей, Екатерина Сидоровна, чем бог послал, — и засобирался на работу. Работал он где-то в промкомбинате. — А что сынок у тебя — это ничего. Это хорошо даже, сынок-то. Пока он неразум­ ный, мы его в ясельки, в ясельки пристроим. У меня дальняя сродственни- ца няней там работает. Она поможет устроить. На новой квартире Зине было хорошо. Хозяева дали постель (ее мат­ рац, подушка, д а одеялишко с простынями так и остались у Евдокии с Гликерией, и она махнула на все рукой — пусть пропадает лучше, чем ид­ ти к старухам), раскладушку, отвели угол. Они ни о чем ее не расспраши­ вали, с первых же дней стали относиться так, будто Зина век жила с ними. Мальчика Селиванов действительно устроил в ясли. По вечерам, придя с работы, Митрофан доставал Библию, подолгу сидел над ней, шевеля губами. Видимо, грамоты он был небольшой. А частенько говорил, прежде чем сесть за свои занятия: — Ну-ка, мать... И жена выходила из комнаты, возвращалась, запирала двери на крючок. И только тогда подавала мужу, вынув из-за пазухи, толстую, исписанную четким почерком, тетрадь. И снова Митрофан читал, шеве­ ля губами. Однажды он протянул тетрадь Зине: — На-ко, почитай. В тетрадке были переписаны какие-то статьи. Зина остановила взгляд на одной иЗ них. Статья называлась: «Религия в политике озна­ чает войну против бога». — Что это? -— спросила Зина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2