Сибирские огни, 1963, № 11
ми, мне нужны еще флаги?». Он гово рил: «Когда крестьянин целый день хо дит за плугом, ему вечером хочется спо койно полежать. Зачем же, черт побери, надо еще маршировать, когда мне хо чется отдохнуть?» И еще он говорил: «Крестьянин плодит сыновей, чтобы пе редать им потом плуг. Кто же, черт по бери, имеет право распоряжаться моими сыновьями для других надобностей?» — Так рассуждает «крепкий» крестьянин Хаген. А вот что говорил Вальни во вре мя войны оппозиционно настроенным не мецким солдатам: «Мы рыщем здесь (в СССР. — В. П.) вместо того, чтобы на вести порядок в собственной стране, на наших фабриках и полях, в наших жи лищах, в наших семьях. В разбитые ок на наших домов рвется осенний ветер. Жены и дети становятся нам чужими. Мы рыщем здесь, как ландскнехты, в поисках врага. Но враг, которого мы ищем, скрывается в нашем собственном доме. Мы должны бороться «за свою землю», а не опустошать чужую! В этом все дело!». И Вальни вместе с Шинделем борют ся за коллективизацию сельского хозяй ства, так как понимают, — и это им удалось внушить большинству крестьян деревни, — что «на своем клочке земли допашешься только до могилы». Зеегер правильно понял психологию крестьянина, его душу, и сумел пока зать понятое им живо, ярко, убедитель но, благодаря чему книга читается с большим интересом. Роман «Осенний дым» — очень нуж ная и своевременная книга. Он поможет немецким крестьянам осознать их ошибки, заблуждения и исправить их. Он учит их, как нужно правильно стро ить новую жизнь. Советский читатель, как в зеркале, увидит в ней примерно ту же картину, которую можно было наблюдать в нашей стране тридцать с лишним лет назад... С . П а й н а ПРАВДА О БОЙНЕ В ПОСЛЕДНЕЕ время в нашей литературе и в литературе за падной появился ряд произведений о войне. Повести и поэмы, романы и рас сказы привлекли внимание широкого круга читателей. Чем объяснить их по явление? Думается, их антивоенной на правленностью. Пока существует угроза миру, люди не должны забывать уроков истории. Роман Николая Сердобова «Цена жиз ни»1 тоже о войне. Но в нем нет баталь ных сцен, изображения больших или ма лых картин боевых действий. Оценивая события в свете той опасности, которая нависла над Родиной, автор как бы предъявляет «личный досмотр» каждо му, человеку. В напряжении всех духов ных сил предстают перед нами действу ющие лица романа. Война — суровая переоценка ценностей. И автор, говоря о великой любви русского человека к Ро дине, не хочет отступать от жизненной правды, когда спрашивает: «Откуда на нашей земле полицейские объявились? Ну, фашист — тот ясно, из Германии, а эти сволочи откуда взялись?». Худшие гримасы войны не ускользают из поля зрения автора. Проникновение враждеб ной идеологии в умы и души людей, чьи убеждения шатки, нашло отражение в романе. Разматывая этот страшный и кровавый клубок, Н. Сердобов честно говорит о промахах и трудностях, кото рые имели место. Недооценка сил про тивника, ослабление бдительности сде лали войну еще более затяжной и кро вопролитной. «И как я своего предате ля не распознал?» — устами солдата- танкиста спрашивает автор. «Плохо смотрели. Среди нас хаживали», — от ветили ему. Рядом с немцами, офицерами контр разведки показывает Сердобов тех «своих», ставших врагами, которые «среди нас хаживали». Трусость, под лость, предательство — вот вехи паде ния Свиридова. Цвет власовского офи церства зашагал по одной дороге с фа шизмом. Кулацкая закваска одержала в нем верх. Автор обнажает классовую сущность предательства. Переводчица, подруга Свиридова, человек морально нестойкий и паразитически настроен ный. Она личность не столько крупная, сколько вредная своими мещанскими и мелкособственническими настроениями, которые при определенных условиях мо гут завести далеко. Колоритна галерея врагов в романе. Сердобов нашел сред ства и краски так изобразить врагов, что к ним испытываешь чувства и негодования и омерзения, а ха рактеры их естественны и разнообразны. Этого, к сожалению, не скажешь о ге роях положительных. Чаще всего они . вялы и стереотипны. Торина и Нечаев, при всей симпатии к ним автора, нуж даются в подписях. Они настолько сте рильно безупречны, что не производят впечатления живых людей. Очень часто восторги по поводу их поступков не подкреплены внутренней логикой, и от личаются герои друг от друга лишь воз растом, а не характерами. 1 Н. С е р д о б о в . Цена жизни. Роман. Ту винское кн. изд., 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2