Сибирские огни, 1963, № 11
давно впервые опубликован в СССР. Чем же тогда вызвано это удивитель ное ощущение давнего знакомства с книгой Зеегера? Объясняется все до вольно просто. В романе идет речь о преобразовании немецкой деревни после прихода народа к власти, о кол лективизации сельского хозяйства, т. е. как раз о том, что происходило в нашей стране в конце двадцатых и начале три дцатых годов и что нашло блестящее отображение на страницах монументаль ного произведения М. Шолохова «Под нятая целина». Многие моменты этих двух различ ных и в то же время родственных книг сходны. ...В Гремячий Лог приезжает питер ский рабочий, коммунист Давыдов, что бы помочь в организации колхоза; и в деревню Шварцвальде, где происходит действие романа Б. Зеегера, с той же целью послан опытный коммунист, в прошлом активный антифашист, стале вар Вальни. «Партия ставит задачу сде лать деревню социалистической. У ме ня в кармане бумага, в которой гово рится, что в нашу деревню приедет ра бочий, член партии, чтобы помочь нам», — размышляет один из главных героев романа, председатель кооператива Шин- дель. Шиндель, в свою очередь, напомина ет Макара Нагульнова. Он так же го ряч, полон энергии и желания видеть свою деревню богатой и счастливой. Вальни подмечает у него «левые завих рения, и притом изрядные... Силен, как лошадь, но лошадь необъезженная, черт побери!». Находятся общие с Половцевым чер ты у кулака Гейзера, тщетно пытающе гося воспрепятствовать строительству новой жизни в деревне Шварцвальде. С ожесточением, присущим людям, пред чувствующим свою скорую гибель, он говорит пастору, видя в нем единомыш ленника: «Нам стало здесь чертовски трудно дышать. Скажите графу (бывше му владельцу поместья. — В. П.): сюда приезжает много народу. Но пусть по сылают нужных людей, в каждую де ревню по десятку — этого достаточно! Мы тоже не сидим сложа руки. Однаж ды наступит ночь — и каждый, кто за служил этого, умрет с пулей в сердце. В каждой деревне в одну и ту же ночь, от Эльбы до Одера,— в ту же са мую ночь. Господь поможет нашему Делу». Но господь не помог: историю нельзя повернуть вспять. Вначале медленно, в упорной борьбе с пережитками старого, с частнособственнической идеологией, а потом все более широкими, уверенны ми шагами двигалась деревня навстречу счастливой жизни. Приведенные выше сопоставления с романом М. А. Шолохова «Поднятая це лина» не являются пустой натяжкой или стремлением во что бы то ни стало до казать творческую несамостоятельность Б. Зеегера. Было бы ошибочно и вредно так думать. История мировой литерату ры знает немало случаев, когда писате ли различных времен и наций обраща лись к одним и тем же сюжетам отнюдь не по своему произволу, а в силу исто рической необходимости. В каждой стра не, у любого народа бывают близкие по характеру события, которые не могут не привлекать пристального внимания пи сателей. Именно с таким фактом мы встречаемся при рассмотрении нового произведения Б. Зеегера. Биография автора не сложна: родился 6 октября 1927 года в городе Рослау в семье рабочего. Когда Гитлер объявил тотальную мобилизацию, Зеегер тоже был подхвачен этой беспощадной же лезной метлой и брошен в водоворот вто рой мировой войны. Недолго он пробыл на Восточном фронте: попал в плен и лишь после войны вернулся домой из СССР. Работал некоторое время учите лем сельской школы, затем поселился в Потсдаме, где живет и поныне; избрав своей профессией тернистый путь писа теля. В 1956 году вышла в свет его книга очерков, созданных на основе поездки во Вьетнам в 1953 году, — «Буря из бамбуковых хижин». Очерки были отме чены премией Фонтане. В том же 1956 году появился томик его стихотво рений «Царство Миллионов и один грош», посвященный, с одной стороны, антифашистской тематике, с другой — актуальным проблемам социалистическо го строительства. С того времени в га зетах и журналах постоянно публику ются его повести, очерки, репортажи и стихи на подобную тематику. Среди них наиболее значительна повесть «Где кружит ястреб» (1957 г.), радиопьеса «Где стелются туманы», законченная в том же году, наконец, роман «Осенний дым», удостоенный премии имени Ген риха Манна. Совсем недавно немецкие слушатели познакомились с новой радио пьесой Б. Зеегера «Иней», тематически продолжающей роман писателя. Роман Зеегера «Осенний дым» — ост ро антифашистское, антимилитаристское произведение. На такой вывод читателя наталкивает сам дух романа, а мысли автора, высказываемые кем-либо из ге роев книги, еще более подчеркивают это: «Мой отец приветствовал людей сло вами «доброе утро», «добрый день» и «добрый вечер», прикладывая при этом руку к своей шляпе. Почему же, черт побери, я должен поднимать руку ина че, чем мой отец, который двадцать лет был бургомистром?». Он говорил: «Мой отец всегда считал, что новая окраска крестьянского дома каждые несколько лет — лучшее его украшение. Мой дом покрашен недавно. Зачем же, черт возь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2