Сибирские огни, 1963, № 11
трудными и путаными тропами ведет жизнь иного человека по земле, легла тенью на лицо Бастрыкова». Поэтично раскрывается в романе тра гическая история жизни Лукерьи. Без радостное детство, а потом — «каторга без цепей и оков» — супружеская жизнь с нелюбимым и неумным человеком. Жажда счастья, любви толкает эту мо лодую, необычайной красоты женщину на разрыв с опостылевшим и совсем не понимающим ее мужем. Сердце ее стра стно рвется к Бастрыкову, который, од нако, не может ответить ей тем же. Так обоснован уход Лукерьи из коммуны. Но гордую натуру своей героини автор невольно снижает молниеносным реше нием Лукерьи уйти с едва знакомым Ве дерниковым на заимку богача Порфиш- ки Исаева. . Здесь, на заимке, где скрываются не добитые белогвардейцы, сообщники Ве дерникова, Лукерья совершенно чужая. Вошла она сюда «строгая, бледная, не уверенной крадущейся походкой», ей «нестерпимо тошно», она «сидела, будто скованная обручем, и рыдания теснились в ее груди». Все чаще ей приходит мысль: «Нет, совсем, совсем они не те, за кого себя выдают». Когда Лукерье становятся ясными вероломные планы офицеров, замысливших убийство руко водителей коммуны, она преображается: «Все в ней — каждый мускул, каждая жилка — трепетало в приливе ярого нетерпения, каждый удар сердца толкал только на одно: «Действуй! Действуй!». Так на нескольких страницах, в пре делах одной главы, которая начинается с описания безразличия, охватившего Лу керью, писатель приводит героиню к со вершенно противоположному настрое нию, глубоко раскрыв при этом движе ние ее души. Стремясь спасти Бастрыкова и его товарищей, Лукерья поджигает заимку Порфишки и сама погибает в разбуше вавшемся огне. В новом романе Г. Марков не так щедр на бытовые подробности, как в «Строговых». Жизнь и труд коммунаров даны, например, очень скупо. А общая тональность романа несколько более мрачновата, чем того бы хотелось. В го ды гражданской войны погибла жена Бастрыкова. Жизнью расплачивается за свои симпатии к коммунарам Ёська. Предательски убивают бывшие офицеры коммунистов артели «Дружба» вместе с Бастрыковым. Однако произведению Г. Маркова чужд пессимизм, так как внутренняя, художественная логика романа жизнеутверждающа и оптими стична: новую жизнь, которая неминуе мо продвигается, «взрывая вековечную тишину Васюгана», которая сильна сво им коллективизмом, заглушить, унич тожить, — невозможно. Контрастность изображения, йозво- ляющая с большей силой подчеркнуть драматизм изображаемых событий, по могает в то же время автору оттенить силу одного и неизбежную гибель, обре ченность другого лагеря. Так, отправля ясь на разведку сил коммуны, бывший когда-то храбрым офицером, Ведерни ков испытывает страх перед невооружен ными людьми. Он «плыл, прижимаясь к самому берегу, готовый в любую минуту забиться, как налим, под первую же ко рягу». И вдруг: «Коммунары! — дога дался Ведерников. — Хозяева! Эти не прячутся по кустам...», — подумал он с завистью». Порою автора «Строговых» справед ливо упрекали в плакатности некоторых отрицательных образов. И хотя новая книга еще не завершена, можно отме тить заметный сдвиг писателя и в об рисовке отрицательных персонажей. Свободен от плакатности, например, об раз офицера Ведерникова, да и Порфиш- ка Исаев намечен в несколько ином плане, чем, скажем, Штычков в «Стро говых». В заключение хотелось отметить еще одну существенную особенность романа «Отец и сын», его ясно ощутимую пере кличку с сегодняшним днем. Уже назва ние романа подчеркивает стремление ав тора сказать свое слово о судьбах раз ных поколений советских людей, об общ ности их задач и целей. Щедро и круп но дан в романе образ коммуниста 20-х годов Бастрыкова-отца, гибнущего в са мом начале организации коммуны, но уже успевшего стать примером для сы на, для молодого поколения борцов за социализм. Очевидно, Бастрыков-сын займет в дальнейшем центральное место в романе, даст возможность писателю развернуть его образ во всю ширь, во плотить в нем замечательные. качества нашего современника. В . П о л ю д о в НЕМЕЦКАЯ «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА» С СЛИ вы возьмете в руки ро- ман Бернгарда Зеегера «Осен ний дым»1 и начнете читать его, то уже после первых страниц вы непременно по думаете, что эта книга вам знакома, что вы слышали о ней или даже когда-то, давным-давно читали. Но это не так. Ро ман написан в 1961 году и лишь не 1 «Иностранная литература», 1963, № 3—5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2