Сибирские огни, 1963, № 11

ишос оштш 3 . Ш и н С ИЛ А ЖИ З Н И У К и з н ь на земле продолжа- % лась, ее нельзя было убить». Лишь после этих слов, передающих дра­ матизм описанных событий и вместе с тем утверждающих незыблемость новой действительности, отрываешься от чте­ ния первой части романа Г. Маркова «Отец и сын»1. Нелегкая, остро драма­ тическая судьба героев романа захваты- ¡зает читателя с первых же страниц. По своему содержанию, по приемам художественного воплощения жизни роман «Отец и сын» во многом примы­ кает к роману «Строговы» и перекли­ кается с произведениями многих других авторов на историко-революционную те­ му, но не повторяет ранее сказанного в литературе. Герои романа «Отец и сын» заняты мирным созиданием. Они основывают коммуну на берегах далекой сибирской реки. «На третий день пути Васюган изогнулся, словно змея перед прыжком, и рассек глухую холмистую тайгу длин­ ным и прямым, наподобие охотничьего ножа, плесом. Слева поднимался белый, чуть не меловой яр в отменных лесах: кедр, сосна, береза — и все как на под­ бор, а справа тянулся серебрящийся и днем и в лунные ночи песок, чисто про­ мытый в половодье. Вдоль реки по пес­ ку стояла зеленая стена из тополей, вет­ лы и тальника. За этой стеной расстила­ 4 «Знамя», 1963, № 1, 2. 182 лись гладкие, покрытые густой травой заливные луга. Вдали их разбег пре­ граждала непроглядная, дремучая тай­ га. Она сливалась с небом, и думалось, что у нее нет ни конца, ни края». При­ вел людей в этот необжитый и величе­ ственно прекрасный край коммунист Ро­ ман Бастрыков, прошедший школу граж­ данской войны. Во всем этот человек первый: в труде он берется за самое сложное и ответственное; в часы отдыха он главный заводила веселья; в быту в духе того времени — самоотвержен до аскетизма, считая своим долгом «крепче сжать сердце, замкнуть свои чувства и ни о чем, кроме жизни коммуны, не ду­ мать». Однако Бастрыков аскетически суров лишь к себе, отдавая все тепло своего сердца горячо любимому сыну Алешке, товарищам по партии, комму­ нарам, которых он ведет по трудному пути завоевания новой жизни. Предельно лаконичное, но глубокое раскрытие внутреннего мира коммуни­ ста Бастрыкова, его кристальной честно­ сти и целеустремленности помогает пи­ сателю подчеркнуть важнейшую мысль произведения: ведущая сила нашей жиз­ ни — партия, которую олицетворяют в коммуне Бастрыков и три его товарища, входящие в партийную ячейку, бывшую в коммуне «той незримой силой, которая направляла усилия людей, поддержи­ вала в них приверженность к новой жизни и разжигала веру в коллективный труд». С первых же страниц романа чита­ тель ощущает напряженность борьбы двух лагерей. Это борьба не на жизнь, а на смерть, это борьба за каждую чело­ веческую душу. Для Бастрыкова даже маленькая победа коммунаров — боль­ шая радость. Как же тяжко переживает он любое поражение! Ушла из коммуны Лукерья, и «грусть о Лукерье, а может быть, просто раздумка о том, какими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2