Сибирские огни, 1963, № 11
ишос оштш 3 . Ш и н С ИЛ А ЖИ З Н И У К и з н ь на земле продолжа- % лась, ее нельзя было убить». Лишь после этих слов, передающих дра матизм описанных событий и вместе с тем утверждающих незыблемость новой действительности, отрываешься от чте ния первой части романа Г. Маркова «Отец и сын»1. Нелегкая, остро драма тическая судьба героев романа захваты- ¡зает читателя с первых же страниц. По своему содержанию, по приемам художественного воплощения жизни роман «Отец и сын» во многом примы кает к роману «Строговы» и перекли кается с произведениями многих других авторов на историко-революционную те му, но не повторяет ранее сказанного в литературе. Герои романа «Отец и сын» заняты мирным созиданием. Они основывают коммуну на берегах далекой сибирской реки. «На третий день пути Васюган изогнулся, словно змея перед прыжком, и рассек глухую холмистую тайгу длин ным и прямым, наподобие охотничьего ножа, плесом. Слева поднимался белый, чуть не меловой яр в отменных лесах: кедр, сосна, береза — и все как на под бор, а справа тянулся серебрящийся и днем и в лунные ночи песок, чисто про мытый в половодье. Вдоль реки по пес ку стояла зеленая стена из тополей, вет лы и тальника. За этой стеной расстила 4 «Знамя», 1963, № 1, 2. 182 лись гладкие, покрытые густой травой заливные луга. Вдали их разбег пре граждала непроглядная, дремучая тай га. Она сливалась с небом, и думалось, что у нее нет ни конца, ни края». При вел людей в этот необжитый и величе ственно прекрасный край коммунист Ро ман Бастрыков, прошедший школу граж данской войны. Во всем этот человек первый: в труде он берется за самое сложное и ответственное; в часы отдыха он главный заводила веселья; в быту в духе того времени — самоотвержен до аскетизма, считая своим долгом «крепче сжать сердце, замкнуть свои чувства и ни о чем, кроме жизни коммуны, не ду мать». Однако Бастрыков аскетически суров лишь к себе, отдавая все тепло своего сердца горячо любимому сыну Алешке, товарищам по партии, комму нарам, которых он ведет по трудному пути завоевания новой жизни. Предельно лаконичное, но глубокое раскрытие внутреннего мира коммуни ста Бастрыкова, его кристальной честно сти и целеустремленности помогает пи сателю подчеркнуть важнейшую мысль произведения: ведущая сила нашей жиз ни — партия, которую олицетворяют в коммуне Бастрыков и три его товарища, входящие в партийную ячейку, бывшую в коммуне «той незримой силой, которая направляла усилия людей, поддержи вала в них приверженность к новой жизни и разжигала веру в коллективный труд». С первых же страниц романа чита тель ощущает напряженность борьбы двух лагерей. Это борьба не на жизнь, а на смерть, это борьба за каждую чело веческую душу. Для Бастрыкова даже маленькая победа коммунаров — боль шая радость. Как же тяжко переживает он любое поражение! Ушла из коммуны Лукерья, и «грусть о Лукерье, а может быть, просто раздумка о том, какими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2