Сибирские огни, 1963, № 11

чевье», например, совершенствовался автором на протяжении двух десятилетий со дня первого его выхода в свет, кончая последними переизданиями в Сибири, Москве, за рубежом. Это же можно сказать и о другом монументальном романе — «Сад». По различным авторским редакциям хотя бы только этих двух романов, и особенно по последним произведениям можно видеть и судить о том, как в про­ цессе преодоления именно этого серьезного внутреннего своего «торможения», от редакции к- редакции, от книги к книге растет художественная взыскатель­ ность и мастерство романиста. Но в этой коптеловской манере письма кроются и определенные достоинства, •— их я в первую очередь вижу в исключительной подготовленности и организо­ ванности труда писателя над своими произведениями. Действительно, из всех сво­ их товарищей и сверстников по литературе, во всяком случае своих земляков, я не знаю более работящего, более «усидчивого» и «хозяйственного» литератора, чем наш Афанасий Лазаревич, для которого литературный труд вот уж поистине стал делом жизни, каждого прожитого дня. А известно, что работоспособность, неутомимость и неутолимость в труде — неотъемлемые и решающие свойства на­ стоящего крупного таланта, особенно для прозаика-монументалиста. В связи с этим хочется несколько подробней остановиться и еще на одном, на мой взгляд, очень значительном для настоящего писателя-реалиста обстоятель­ стве, которое обычно остается в тени, за рамками произведения, неведомо чита­ телю, а между тем многое раскрывающее и дополняющее и в произведении и в авторе. Мне вот кажется, что Афанасий Лазаревич никогда, судя по моим много­ летним впечатлениям и наблюдениям за его работой, — не засядет за свой пись­ менный стол, не приступит к осуществлению своего нового и, как правило, круп­ ного замысла, покуда не только по-писательски, но и по-человечески, по-житейски не освоится, не обоснуется прочно и надолго на том участке или в той области на­ шей действительности, где намеревается возводить свою книгу, покуда по-настоя­ щему не сблизится, не породнится с людьми, среди которых живут его будущие герои, пока не обзаведется друзьями и недругами в этой живой человеческой сре­ де. Конечно, как уже говорилось, у него всегда под руками в изобилии ранее заго­ товленный запас жизненных наблюдений, но для каждого нового своего произве­ дения писателю требуется еще многое и, прежде всего, собственное переживание и осмысление того, что он собирается художественно воспроизвести. Таким обра­ зом, каждое из его монументальных произведений («Великое кочевье», «Сад», «Большой зачин»), — это и большой, глубокий пласт жизни, большие людские скопления, и всякий раз — это продолжительный отрезок, большой этап и перевал на жизненном и творческом пути автора, вбирающий в себя и отражающий в про­ изведении все главное, значительное из того, чем жил писатель в это время. Кста­ ти, может быть, в силу этого, писатель реже, чем хотелось бы, пользуется «малы­ ми» литературными жанрами и формами — рассказ, новелла, предпочитая им бо­ лее масштабные и емкие эпические полотна — повесть, роман. Но не об этом сейчас разговор. Я говорил уже о том, какими глубокими нитями связаны «Великое кочевье», «Снежный пик» с жизнью, судьбой алтайского народа, а также с жизнью, общест­ венно-творческой деятельностью самого автора. За каждым из многочисленных действующих лиц произведений стоят не только реальные живые люди, прототи­ пы героев, но и давние знакомцы, друзья самого автора, надолго и прочно вошед­ шие в круг близких ему людей, вроде Борлая, Ярманки, Яманай, Ыната и других, с кем он и сейчас поддерживает связи, как-то участвует в их жизни и судьбах. И сами эти герои или их родичи и потомки платят писателю тем же — об этом свидетельствуют и теперешние его связи — обширная переписка, частые встречи не только с алтайскими литераторами, но и со многими людьми Горного Алтая... Еще более выразительно все это раскрывается на примере работы писателя над романом «Сад», которая длилась, как мне сдается, едва ли не больше десяти­ летия и шла одновременно в двух, если так можно выразиться, направлениях и плоскостях: непосредственно над произведением — собиранием, подготовкой мате-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2