Сибирские огни, 1963, № 11
ние спутники писателя-природолюба, всегда очень чутко и бережливо, по-хозяйски относящегося к живым богатствам и красе родного края. Но я не беру на себя непосильной задачи дать сколько-нибудь объемный и многоплановый, так называемый «литературный портрет» или развернутую моно графию писателя. Да такие исследовательские работы о нем уже и написаны, на зовем хотя бы книги В. Н. Куприяновой, Н. Н. Яновского, отдельные же статьи, рецензии в центральной и сибирской периодике, в том числе Л. Н: Сейфуллиной, К. Н. Урманова, А. В. Высоцкого и других, просто и перечислить трудно. Ве роятно, я неизбежно повторю многое из того, что уже сказано, и более обстоя тельно, о Коптелове до меня, хотя намереваюсь всего лишь, и в большей мере для себя самого, в эти, в известном отношении итоговые дни для одного из ста рейших наших писателей, которого смею назвать и одним из давних и близких сво их друзей-литераторов,— попытаться как-то осмыслить, понять и подытожить толь ко самое главное и самое характерное в его творческой индивидуальности, писа тельском пути, поисках и откровениях, познании и отображении жизни. При этом хотелось вглядеться в писателя, вчитаться снова в его книги как-то очень лично и даже интимно с таких сторон и подступов, которые иногда не видны, не примет ны для обычного читателя и даже_исследователя-литературоведа, и проясняются, раскрываются лишь в долгом и тесном, взаимно заинтересованном житейском и творческом общении и сотрудничестве. Но все это, видимо, невозможно без то го, чтобы не касаться общего литературного процесса и среды, в которых склады валась, формировалась эта индивидуальность, без того, чтоб не рассматривать ее в общем творческом окружении и через те литературные явления и факты, какие сопутствовали и как-то отражались в творческом труде и росте писателя. А. Л. Коптелов, на мой взгляд, как раз и являет собою пример художника, чье творче ство, поиски и удачи, постижения и промахи никак нельзя оторвать или изолиро вать от общего литературного потока и от самой нашей действительности, особен но от жизни родного края, его людей, с которыми писатель органически и неотде лимо связан всем своим существом и дарованием. В этом смысле его юбилей, свя занные с ним творческие итоги в некоторой мере касаются и меня, и всех нас, его литературных, житейских спутников и земляков. Когда в нашей профессиональной литераторской среде мы сообща обсужда ем какое-либо новое произведение Афанасия Лазаревича или просто обмениваем ся между собой мнениями и впечатлениями от только что прочитанной книги пи сателя, приходится слышать иногда весьма разноречивые высказывания не столь ко по существу произведения, сколько о так называемой «авторской манере» Коп- телова, то есть о самом методе творческой работы писателя над исходным жиз ненным материалом его произведений, которого всегда в книгах Коптелова с из бытком. И вот говорят, что писатель в своих произведениях целиком «идет от матери ала», который зачастую и довлеет над художником, своим обилием перенасыща ет повествования, что закономерно «растягивает» и «удлиняет» его страни цы; что автор иногда чересчур методично и размеренно «по кирпичику» строит из этого, запасливо заготовленного, материала свои обычно объемистые книги и при этом иногда действует только, как самый добросовестный, знающий и строго ис полнительный «прораб», а не вдохновенный, творчески одержимый смелым за мыслом, зодчий, творец... Я не знаю, правомерно ли вообще разделять писателя, художника на «исполнителя» и «творца», но в самом этом определении подхода писателя к своему труду, приемов и темпов работы его над произведением, мне кажется, есть доля истины, объясняющая как известные достоинства, так и некоторые очевидные художественные просчеты и недоделки даже в лучших, наиболее зрелых произведениях нашего крупного мастера прозы, проистекающие именно от этих особенностей его творческой манеры и приемов письма. И кажется мне, что это понимает сам писатель, судя по тому, как он на стойчиво и неустанно «шлифует», «обжимает» и «доводит» свои лучшие, давно получившие признание книги при повторных их изданиях. Роман «Великое ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2