Сибирские огни, 1963, № 11

Правда, нам ежедневно и по многу раз задавали еще один вопрос, ответить конкретно на который было нелегко: — Что вас больше всего интересует в Непале? Что бы вам еще хотелось посмотреть? Мы отвечали: — Все! — и тем самым, конечно, вводили в смущение наших гостеприим­ ных хозяев из Министерства просвещения: им предстояло ежедневно уточнять и перекраивать программу. Нас действительно интересовало все. Мы осмотрели десятки непальских храмов с их неповторимой своеобразной эротической скульптурой. В селении Гуланильханха мы наблюдали паломников к статуе бога Вишну, которая лежит в воде. Такую же статую мы видели в одном из парков Катманду. Она сооружена специально для короля, приезжающего сюда молиться. В парке шли ремонтные работы, и вокруг статуи в водоеме копошились голые мальчишки. Мы видели, что они копаются в иле, доставая монеты, брошенные в воду, видимо, верующими. — Что они делают? — спросили мы у сопровождавшего нас господина Пандита. а — Ловят рыбу, — ответил господин Пандит. В библиотеке старинных рукописей мы рассматривали произведения древ­ ненепальской литературы, начерченные на пальмовых листьях, — им по тысяче — тысяче пятьсот лет. Ну, а как было не посетить мастерские кустарных изде­ лий и не полюбоваться работой непальских умельцев по золоту, серебру, бронзе, меди, не поинтересоваться трудом живописцев и мастеров керамики (жаль, правда, что консультанты мастерских *— западногерманские специалисты ниве­ лируют национальные особенности непальской керамики, а точнее говоря, игно­ рируют их: их ученикам приходится изготовлять керамические изделия на мо­ дерный, западный образец). Сверх программы побывали мы и в издательстве «Гурка патра» (по назва­ нию популярной утренней газеты, выходящей в Катманду). Помимо газет, это из­ дательство выпускает произведения художественной литературы на непальском и неварском языках. Естественно, нас интересовали взаимоотношения издатель­ ства с авторами. Как выяснилось из беседы с коммерческим директором, они до­ вольно просты... для издательства. Автор приносит рукопись, оплачивает налич­ ными стоимость бумаги и типографские расходы, а через определенное время забирает тираж своей книги. Распространение книги — дело уже самого автора. Он платит комиссионные книгопродавцу, а затем подсчитывает прибыль или убыток. Побывали мы и в Непальском государственном музее. Если попытаться оп­ ределить характер этого музея нашим читателям, то я бы назвал его — краевед­ ческим. В нем есть все, — начиная скелетами мамонтов, китов и чучел живот­ ных и кончая старинными черепками и бесчисленными пышными портретами и фотографиями всех правителей Непала и членов их семей. Но, пожалуй, самое интересное в музее — уникальная коллекция оружия знаменитых гурков — по­ томков выходцев из Индии. Кукри разных форм и размеров (этими своеобраз­ ными кинжалами до сих пор вооружены солдаты непальской армии), ружья, пи­ столеты, пушки — все это производит довольно внушительное впечатление, ибо оружием в изобилии украшены стены музея и его залы. Нам было очень приятно побывать и на трех концертах старинной и совре­ менной непальской музыки и танца, которые любезно были организованы в нашу честь Министерством просвещения (Министерство просвещения Непала не толь­ ко занимается вопросами образования, а и культуры). В день нашего прилета в Катманду праздновалось 2507 лет со дня рожде­ ния Будды. По всему городу проходили собрания в честь этой даты, по улицам разъезжали «джипы» с громкоговорителями, призывающие отметить праздник, тысячи паломников направлялись в горы — на холм храма Будды. Здесь шло своеобразное торжественное заседание. За столом президиума, покрытым крас­ ной материей и украшенным лозунгом «Да здравствует король Махендра!», си­ дели видные деятели буддизма и стриженые буддийские монахи в ярко-оранже­ вых одеждах. Площадка вокруг президиума была обрамлена ■ разноцветными флажками. Верующие подносили к храму Будды ароматные свечи, цветы и воду. Докладчик на непальском и неварском языках произносил в микрофон речь о жизни Будды и значении буддизма в мировой цивилизации. Торжественное соб­ рание проходило пышно и очень современно. Я вспоминал об этом собрании через несколько дней, когда мы были при­ глашены в одну из государственных школ для девочек — лучшую женскую школу Катманду. В этой школе тоже изучается буддизм, как, впрочем, изучают­ ся, помимо основных предметов, домоводство и портняжное дело. Со дня рож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2