Сибирские огни, 1963, № 11
ки, бамбуки и гималайские сосны, блестела слюда в выступах гор и на дороге, а юные пастухи и пастушки, — по-нашему, совсем еще дети, — пели и танце вали в зарослях трав и кустарников. Маленькие селеньица возникали на самых отвесных склонах и возле них а с безлюдной дороги, завидев нас, шарахались коровы и буйволы. Такие же самые коровы и буйволы, которые в бесчисленном множестве бродят по мосто вым и тротуарам всех непальских городов и нарочито презирают современный транспорт, как бы водители его ни шумели моторами, как бы ни сигналили! А ре бятишки, наоборот, выбегали на шум нашей машины и останавливались, как за вороженные. То ли они вообще не видели в этих краях машин, то ли видели их слишком редко. Кстати, о машинах. В Непале можно увидеть грузовые и легковые машины многих иностранных марок. Но не скрою, мое сердце екало, когда довольно часто нам попадались грузовики «ЗИЛ-150» и «ГАЗ-51», вездеходы «ГАЗ-69», «Вол ги» и «Москвичи». В каких условиях и как они работают, трудно передать. И а горы мы ехали на нашем маленьком и, как мне всегда казалось, рассчитанном на хороший московский асфальт, «Москвиче». Каким образом мы пробирались, на нем по размытой дождями крутой дороге на вершину, измеряемую не сотня ми, а тысячами метров над уровнем моря, и благополучно спустились вниз, ос- I тается загадкой. Во всяком случае, я проникся таким уважением к нашему тру- * женику — «Москвичу», что записал его заводской номер (793679) и номер его мотора (4071008015), дабы работники московского завода малолитражных ав томобилей вспомнили о своем детище, которое вот уже три года без ремонта е профилактики бегает по горным непальским дорогам. * * * Ежедневно нам ^приходилось отвечать на десятки, если не на сотни вопро сов. Интерес к нашей стране в Непале велик, а сведения о нашей жизни весьма скудны, да и те получены, как говорится, не из самых авторитетных западных источников — американских, английских, даже израильских... Ну, чего, к примеру, стоит версия о том, что неуспевающих советских сту дентов отправляют в Сибирь, а отказывающихся от сибирской поездки — сажа ют в тюрьму! Непальские студенты, обучающиеся в Москве, конечно, посмеива ются, услышав такое. В Катманду мы встретили выпускника Московского энер гетического института Харима Шрестха, и первое, что он сказал: очень хочется вернуться в Москву, чтобы продолжить образование в аспирантуре института. Отвечая на вопросы непальских друзей, нам приходилось выступать и в роли экономистов, и в роли педагогов, и в роли языковедов, и в роли юристов, и в роли искусствоведов, и даже в роли... физиков. «Действительно ли ваши космонавты возвращаются на землю моложе, чем они улетают?» — спрашивали нас двенадцатилетние ребята в школе-интернате мальчиков Ананда Кути Видьянитх. Так они понимают теорию относительности* А ведь эти ребята — самые счастливые и грамотные люди. Они учатся! Только семь процентов непальских детей имеют возможность получить при митивное начальное образование. В стране с десятимиллионным населением на считывается лишь 4 тысячи мелких начальных школ, 200 — средних и 50 кол леджей. Подавляющее большинство учебных заведений — частные, платные. Количество обучающихся в них ничтожно. Об уровне же образования говорит •тот факт, что даже в университете студентам преподают только самые общие- сведения по гуманитарным предметам. Преподавание в учебных заведениях ведется пока только на непальском языке, то есть на языке большинства населения страны. Другие языки — нева- ри, бхоти, доти, шерпа, лимбу и иные, на которых говорят представители нацио нальных меньшинств Непала, не изучаются. Только на одном из них — невари — издаются книги. — Сейчас у нас созданы первые школы агрономов и инженеров, —сгор достью говорили нам члены Ассоциации учителей. Их гордость легко понять. Мы побывали в нескольких государственных и частных школах для маль чиков и девочек, видели тесные, переполненные классы и, признаюсь, радова лись. Пусть еще теснее будет в этих классах! Дети — будущее Непала. Они должны учиться. Проблема образования — одна из самых сложных в Непале, взрослое на селение которого почти полностью неграмотно. Неужели в России учатся все дети? И на своих родных языках? И все по лучают бесплатное восьмиклассное образование? Даже в деревне? И в горных районах, например, на Кавказе и на Тянь-Шане? А кто выпускает для них учеб ники? В самом ли деле, что по учебникам географии русские знают о Непале?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2