Сибирские огни, 1963, № 11

Это отсюда на поиски морского пути «В Катай или Татарию» направляло еще в XVI веке свои экспедиции английское «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Первая экспедиция под командованием «храброго дворянина знатного про­ исхождения» Хью Уиллоуби достигла Гусиной Земли, но корабль «Доброе дове­ рие» дал течь, англичане повернули обратно, и в пути все погибли. Купцы-предприниматели не успокоились и в 1556, а затем в 1580 году сна­ ряжают новые экспедиции. Но дальше Гусиной Земли англичане не рискнули идти. Не лучшим успехом увенчались и три голландские экспедиции под коман­ дой Виллем Баренца, искавшие тоже путь в «Катай». Именно здесь, у Гусиной Земли, в 1597 году бедствовавшие остатки этой экспедиции получили помощь и указания от русских промышленников. Медленно над горизонтом поднимается красный диск солнца. Видимость становится лучше. Засвежел северный ветер, волны с шумом разбиваются о сталь­ ной нос парохода. Скрылись усатые морды нерп, и только чайки парят в вышине. Из кают-компании с шумом вывалились зимовщики полярных станций. В центре — Алеша. У него удивительная способность сходиться с людьми. Вижу нескладного радиста, едущего на Мыс Желания. Едва ли знает кто его фами­ лию, а кличка «кореш» закрепилась за ним прочно. Вижу Васю, Некрасова. Ан­ тонова и Денисова нет. Мне вспомнилась характеристика, какую дал им Алеша. «Черти противные, лежат на нарах весь день, а как обедать — в одной руке ложка, а другой книжку под носом держат, и руки немытые. Дюже «перекуль- турились». Характеристика меткая. Как-то мы с ними работать будем на зимовке. Полярники сгрудились у огромной дымовой трубы «Аркоса», она дает теп­ ло, и за ней можно укрыться от ветра. Закуривают, а через минуту оттуда не­ сется взрыв смеха: Алеша рассказывает одну из своих бесчисленных историй. Но я не слушаю его. Я внимательно в бинокль прощупываю Землю. Видне­ ются заливы, бухты, перешейки. И все они связаны с именами виднейших рус­ ских ученых. В этом районе работали известные исследователи Арктики — Ф. П. Литке. П. К. Пахтусов, академик Бэр, Г. Я. Седов, В. А. Русанов. В общем, это дейст­ вительно «столбовая дорога» русских исследователей. Где-то здесь в 1914 году при поисках пропавших без вести экспедиций Се­ дова, Русанова и Брусилова русский летчик Нагурский впервые в истории Аркти­ ки сделал пять полетов. На своей весьма несовершенной «этажерке» он налетал четыреста верст и уже тогда пришел к весьма важному выводу, что с помощью самолета можно достичь Северного полюса. Ближайшее время покажет, насколь­ ко прав был первый арктический летчик, но мы не сомневаемся в правоте его выводов. Наш пароход качает по-настоящему, а ведь поморы в любую погоду на своих парусниках отважно «бегали» в этих местах. Простой русский кормщик из кемских мещан Исаков где-то севернее по нашему курсу в первой половине де­ вятнадцатого века открыл острова, носящие и теперь его имя. ...Утром качка неожиданно прекратилась. Я поспешил на палубу. Здесь уже толпились зимовщики. Некрасов, держа в руках карту и указывая на огромную гору, вершина которой была окутана темной тучей, громко говорил? — Высота этой горы тысяча семьдесят метров. Рядом с Некрасовым, словно подавленный величием пейзажа, стоял притих­ ший Алеша. Горы громоздились с обеих сторон корабля. Впечатление было такое, словно земля упирается в небо. На вершинах виднелись ледники, а в глубоких распадках лежал снег. Так вот она, настоящая Новая Земля! Да, суровый край. Сразу стало понятно, почему вдруг прекратилась качка, — «Аркос» вошел в узкую полосу пролива, разделяющего остров. Этот «канал» открыл еще в 1767 году работавший у купца Бармина корм­ щиком кемский крестьянин Я. Я. Чиракин. Как повествует запись, он «в малом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2